"Деловой Петербург". В результате эпидемии гриппа в Петербурге пострадали не только работодатели, но и страховщики

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В результате эпидемии гриппа в Петербурге пострадали не только работодатели, но и страховщики. Рост обращений по добровольному медицинскому страхованию с 2013 года вырос на 20-60%. При этом клиники и аптечные сети, наоборот, заработали на лечении пациентов.

С начала 2013 года петербургские страховщики отмечают рост числа обращений клиентов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) на 20–60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Роспотребнадзора, эпидемия гриппа в Петербурге была объявлена с начала февраля. На прошлой неделе максимальное число заболевших в сутки составило 12,347 тыс. В связи с отсутствием более 30% детей с 4 по 10 марта прекратилось обучение в 43 классах 25 школ и в 31 группе 23 детских садов.

Нашествие клиентов

В январе–марте 2013 г. число запросов от клиентов в петербургский филиал СК "Альянс" по ДМС выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это действительно одна из наиболее серьезных эпидемий ОРВИ и гриппа за последнее время. Сегодня в сутки мы обрабатываем 2200 звонков клиентов. Я не помню, чтобы когда–то было такое количество вызовов врачей на дом", — говорит Ифигения Майорова, заместитель директора по медицинскому страхованию Северо–Западной дирекции СК "Альянс".
Рост обращений в страховую группу "Капитал–полис" составил 20%. У компании есть свой медцентр, однако его мощностей не хватает. "Количество вызовов врачей на дом зашкаливает, некоторые обращения компания не в состоянии обслуживать, и мы прибегаем к помощи сторонних клиник и медцентров, заключая дополнительные соглашения с ними", — рассказывает Алексей Кузнецов, генеральный директор СК "Капитал–полис". Для обеспечения бесперебойной работы диспетчерского центра компания увеличила количество врачей–диспетчеров в утренние и вечерние часы: именно в это время идет основная масса обращений.
О всплеске обращений по полисам ДМС говорят и остальные участники рынка. Так, в СК "Ресо–Гарантия" рост обращений клиентов по ДМС составил 60%, в СК "Бин–Страхование" — 20%, в "Либерти Страхование" — 35–40%. "Прошлый год в эпидемическом отношении был более благополучным, чем текущий", — говорит Игорь Стёпин, директор департамента по сопровождению ДМС компании "Либерти Страхование".

Страховые потери

"Увеличение обращаемости граждан за медпомощью по полисам ДМС в I квартале 2013 г. может привести к росту выплат петербургских страховщиков на 20–40%", — говорит заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний агентства "Эксперт РА" Наталья Данзурун.
В I квартале 2012 г., по данным Федеральной службы по финансовым рынкам,выплаты по ДМС в Петербурге достигли 1,2 млрд рублей. Сами страховщики готовятся к росту убыточности. "Мы ожидаем роста объема выплат в связи с эпидемией, правда, назвать конкретные цифры пока сложно", —говорит Ифигения Майорова. "Рост убытков будет примерно пропорционален росту числа обращений клиентов по ДМС", — говорит Ольга Ботина, заместитель начальника медицинского отдела СГ "Капитал–полис". Елена Диесперова, директор департамента личного страхования ООО "Бин–Страхование", также ожидает существенного роста убытков:"Медики отмечали, что болезнь в этом году протекала в большинстве случаев в тяжелой форме. Требовались повторные посещения врача и дополнительные исследования".
По словам Натальи Данзурун, не исключено, что рост выплат и убыточности спровоцирует повышение тарифов по ДМС в 2013–2014 гг. Этому будет способствовать рост тарифов лечебных учреждений. По данным страховщиков, ежегодное повышение цен на медицинские услуги в лечебных учреждениях составляет 5–15%. Сейчас лечение гриппа с вызовом врача на дом стоит от 3 тыс. рублей. По словам Алексея Кузнецова, страховщики получают по клиентам ДМС дисконт до 20% на услуги медучреждений.

Заработать на эпидемии

"В последние 2–3 недели более 30% пациентов нашей клиники "Евромед" — это заболевшие гриппом и ОРВИ, из них 80% платят за себя сами и 20% обращаются по полису ДМС", — говорит Мария Макаренко, коммерческий директор Euromed Group. По ее словам, обычно таких пациентов меньше 10%.
В аптечных сетях также говорят о всплеске продажи лекарств против гриппа и простуды. Так, в сети аптек "Фиалка" в феврале спрос на такие препараты вырос на 93% по отношению к декабрю.
"Продажи февраля по отношению к январю выросли на 4,7%", — говорит Андрей Гортинский, руководитель отдела маркетинга и ценовой политики "Фиалки". Рост продаж противопростудных препаратов в сети аптек "Здоровые люди" в январе–феврале 2013 г. составил более 20% к аналогичному периоду 2012 г.
"По сравнению с прошлым годом обращений стало больше, кроме того, с декабря по март многие перенесли заболевание несколько раз, — отмечает Ирина Неволина, врач–терапевт высшей категории клиники семейной медицины "МЕДИ на Невском". Как правило, поликлиники не отказывают в приеме пациентам страховых компаний, однако многим приходится ждать в очередях. По словам представителей клиник, в марте наметился спад обращений в медучреждения.

Непопулярные вакцины

А вот заработать на вакцинах против гриппа эпидемия не позволяет. Во–первых, прививку нужно делать заранее, а во–вторых, петербуржцы неохотно используют этот способ защиты от вируса.
"В основном вакцинируют своих сотрудников иностранные компании, консульства", — сетует Мария Макаренко.
Кондитерское объединение " Любимый край " ежегодно проводит вакцинацию, но число сотрудников, заболевших гриппом, в начале этого года выросло примерно на 10%, отмечает Наталья Ярова, директор по персоналу объединения. Экономический эффект от вакцинации компания не считала, это скорее моральное обязательство перед сотрудниками.
Пивоваренная компания " Балтика ", помимо бесплатной вакцины, предоставляет сотрудникам дополнительные выплаты по больничным листам, чтобы им было невыгодно приходить на работу простуженными.
В прошлом году эпидемия гриппа шла в феврале–марте и по масштабу была сопоставима. В декабре 2012 года наша клиника приняла 594 пациента с ОРВИ и гриппом, в январе — уже 716, а в феврале — 843 человека, на 10% больше показателей эпидсезона прошлого года. Похоже, эпидемия идет на спад, к середине марта мы приняли 233 пациента. Загрузка отделения терапии в разгар эпидемии близка к 100%, и с экономической точки зрения это вроде бы хорошо, но для нас пациент другого профиля (например, с хроническим заболеванием) более выгоден, чем с диагнозом ОРЗ. Сейчас же мы выполняем скорее социальную функцию и делим нагрузку с поликлиниками.
Константин Шарко
член совета директоров холдинга "Современные медицинские технологии" ("Поликлинический комплекс")
В осенне–зимний период страховые компании отмечают рост убыточности по ДМС. В это время происходит ежегодное повышение цен на медицинские услуги в лечебных учреждениях (медицинская инфляция), которое составляет 5–15% в зависимости от класса лечебного учреждения. Кроме того, в связи с сезонным скачком заболеваемости клиенты начинают массово обращаться за медпомощью и увеличивают число обращений в 2–2,5 раза. Опытные страховщики заблаговременно готовятся к осенне–зимнему периоду и увеличивают штат диспетчерской и врачебной служб. Практически неотъемлемой частью программ, предлагаемых сегодня на рынке ДМС, стала услуга вакцинации от гриппа.
Александр Локтаев
Генеральный Директор СО "Помощь"