"Деловой Петербург". В 2013 году в России появится аналог биржевых фондов ЕТF

Автор фото: ИТАР-ТАСС

С конца 2012 года российские власти явно проявляют активный интерес к возможностям фондового рынка. Многие предполагали, что решение о создании мегарегулятора будет сопровождаться определенной либерализацией законодательства о фондовом рынке. Отчасти эти ожидания оправдались. Государство, судя по всему, определилось с выбором и решило начать с фондов ETF (Exchange Traded Funds).

В феврале заместитель начальника управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР Александр Арефьев сделал заявление о том, что в России до конца 2013 года появится аналог биржевых фондов ETF.
За рубежом это самый популярный инструмент коллективных инвестиций, который, как утверждают многие эксперты, неплохо показал себя во время кризиса.

Преимущества

ETF — это торгуемый на бирже фонд, который по сути является разновидностью индексного фонда. ETF формирует свой портфель ценных бумаг, подбирая их по определенным признакам — чаще всего это принадлежность к конкретному фондовому индексу или сектору промышленности. На портфель, составленный финансовыми аналитиками, выпускаются акции, которые получают самостоятельное хождение на бирже. С некоторыми из них допустимы короткие продажи и маржинальная торговля. Можно играть и на понижение, что особенно востребовано во время кризиса. Торги по фондам ETF длятся весь день, и цену можно зафиксировать в любой момент.
Считается, что ошибки человеческого фактора для фондов ETF исключены, поскольку они фактически копируют тот или иной индекс — группу наиболее капиталоемких и эффективных компаний. С этой позиции ETF выглядит полной противоположностью фондам, предполагающимактивные стратегии управления, прежде всего хедж–фондам. По той же причине для фондов ETF характерна низкая стоимость управления — менее 1% стоимости активов. Еще одно преимущество — выгодное налогообложение. Все эти факторы предопределили популярность фондов ETF для инвесторов.
По данным The Wall Street Journal, в мире сегодня насчитывается более 1500 ETF, под управлением которых находятся активы на сумму около $1,5 трлн. Есть фонды ETF акций, облигаций, недвижимости, смешанные, валютные, драгметаллов, энергетики и другие. При этом на долю американских ETF приходится почти половина всех биржевых фондов и около 75% всех активов, инвестированных в мировой рынок ETF.
В несколько раз меньше активы ведущего среди российских ПИФов по данному показателю закрытого фонда "Стратегические активы" УК "Агана" — 41,8 млрд рублей. При этом стоимость чистых активов всех российских фондов составляет около 1,5 трлн рублей.
Всего, по данным Национальной лиги управляющих, в 2012 году в России было зарегистрировано 1464 паевых фонда. На бирже из них представлены меньше половины — 655. Эти фонды сегодня стоят ближе всего к зарубежным фондам ETF, а в качестве самостоятельной категории они были выделены с принятием федерального закона № 145–ФЗ от 28.07.2012.

Попытки приближения

Несмотря на все преимущества, интерес к этим активам у российских инвесторов можно считать невысоким. Для сравнения: суточный оборот акций отдельных зарубежных фондов ETFсоставляет от $10 млн до $1 млрд и выше. А по данным Московской биржи, годовой оборот паев российских фондов составил в прошлом году 96 млрд рублей. Это в 2,5 раза больше, чем в 2011 году, но по–прежнему крайне мало, если сравнивать с данными по другим сделкам на фондовом рынке. Достаточно сказать, что весь объем торгов на Московской бирже сегодня превышает 1 трлн рублей в день, а объемы только по акциям составляют около 20 млрд рублей в день.
Отечественные биржевые фонды проигрывают и по другим параметрам. Ликвидность на фондовом рынке их паев небольшая, а так называемые спреды (разница между лучшими ценами покупки и продажи), напротив, серьезные, что, по мнению специалистов, является недостатком.
Для того чтобы максимально приблизить российские биржевые ПИФы к зарубежным фондам ETF, по словам Александра Арефьева, надо дополнить законодательную базу актами правительства РФ, поправками ФСФР о составе и структуре активов фонда. "Более половины европейского фондового рынка, например, приходится на ETF. Мы в этом плане пока отстаем, пока их нет, но спрос будет", — уверен Александр Арефьев.
Вслед за этим заявлением, также в феврале, Московская биржа объявила о допуске к торгам паев иностранных индексных фондов — ETF. До недавнего времени они обращались только на зарубежных площадках. Опубликованы общие требования к иностранным биржевым инвестиционным фондам и требования для включения ценных бумаг в котировальные списки. Предполагается, что это решение поможет улучшить текущий показатель ликвидности и повысит интерес к российскому фондовому рынку со стороны зарубежных компаний.

Инвестор пуглив и консервативен

Эксперты считают, что усилия государства по повышению привлекательности российского фондового рынка для инвесторов заслуживают одобрения, но реальный результат может оказаться весьма скромным, а в отдельных случаях даже противоположным задуманному.
По словам портфельного управляющего и финансового аналитика компании FortuneСapital Евгения Понизовского, введение ETF может заинтересовать опытных инвесторов, в частности привлечь внимание некоторых частных фондов или так называемых банковских ПИФов — ОФБУ, которым такой инструмент удобен в силу специфики занимаемой на рынке ниши. Но массово привлечь новых частных инвесторов, как это, вероятно, задумывалось, у государства вряд ли получится, поскольку в России, как и на любом развивающемся рынке, большие страновые риски. После всех смелых экспериментов — политических и экономических — частный инвестор пуглив и предельно консервативен. А значит, по–прежнему отдает предпочтение более понятным ему инструментам финансового рынка: банковским депозитам и вкладам в кредитных кооперативах.
"С точки зрения поведения профессиональных инвесторов судьба российских ETF зависит от законодателя, — считает Евгений Понизовский. — На Западе эти фонды используют и для инвестиционной деятельности (по большей части), и для спекулятивной. Весьма привлекательными будут (если дадут) ETF по коммерческой недвижимости — там дивиденды достаточно высокие, или облигационные ETF по еврооблигациям, поскольку они многим инвесторам недоступны в силу дороговизны. Но что–то подсказывает мне, что ни тех, ни других не будет".
Руководитель инвестиционного банковского департамента ИК "Премиум Капитал" Степан Шепелев более оптимистичен. По его мнению, российские ETF могут быть интересными для профессионального управления. "Мы давно присматриваемся к этому инструменту фондового рынка, — говорит эксперт. — С появлением изменений в законодательстве наши управляющие однозначно будут формировать портфели с учетом ЕТF и, кроме того, планируют сами открывать подобные фонды".

Шаг назад

По словам Александра Пономарева, руководителя УК "Балтинвест" (специализируется на управлении ПИФами), государство фактически создает зону комфорта для зарубежных участников фондового рынка.
"ПИФы в России и без того зажаты законодательными рамками, а с принятием новых поправок в законодательство их будущее становится и вовсе проблематичным, — говорит он. — Вместо привлечения инвестиций в российские фонды в итоге получится политика открытых дверей для западных управляющих компаний и отток средств на иностранные рынки".
По словам эксперта, такое положение дел связано с тем, что отечественных инструментов ETF пока нет, из–за чего эту нишу быстро заполнят предложения иностранных компаний. Предотвратить это можно, только развивая национальные инструменты, смягчая правила игры, удобные для российских участников рынка.
И дело не только в том, что отечественные ПИФы будут терять свою долю рынка, — по словам Александра Пономарева, таким образом Россия сделает еще один шаг назад в строительстве мирового финансового центра (МФЦ).
"Российским ПИФам эта идея государства точно не понравится", — согласна управляющий партнер EuropeFinance Евгения Случак. По ее мнению, введение ETF — логичный и в общем–то ожидаемый шаг: в мире идет постепенное отмирание индустрии взаимных фондов, аналогов российских ПИФов. А инвесторы, которые хотят "купить индекс", массово выбирают ETF.
Причины таких предпочтений очевидны: никто не хочет платить управляющим за стратегию "купи и держи", если можно просто вложиться в ETF. По тем же соображениям никто не захочет платить управляющим российскими ПИФами, ограниченным в возможности заработка инструментами и стратегиями, если есть зарубежные хедж–фонды с их богатым и гибким арсеналом реагирования на малейшие движения рынка. По этой причине от принятого решения выиграют все, кроме российских ПИФов, которым в последнее время и так несладко приходится.
"Для государства внедрение ETF — хороший способ сделать вид, что оно строит инфраструктуру МФЦ, — говорит Евгения Случак. — Но для инвесторов, особенно неквалифицированных, это станет удобной альтернативой взаимным фондам". В результате, по ее словам, российские ПИФы уйдут с рынка, если, конечно, не появятся законодательные меры поддержки стратегий активного управления и индустрии хедж–фондов, без чего никакое МФЦ в принципе не построить: некому принимать риски, некому тестировать новые инструменты, некому создавать ликвидность.