"Деловой Петербург". С сентября 2013 года центры раннего развития для детей, заменяющие детские сады, обяжут иметь лицензию

На фоне нехватки детских садов активно открываются центры раннего развития для детей от 6 месяцев до 7 лет. Всего в Петербурге около 600 центров. До сих пор для их открытия лицензирование не требовалось. Однако в декабре 2012 года был принят федеральный закон об образовании в РФ, подготовленный Минобрнауки. Он обяжет развивающие центры с сентября 2013 года иметь лицензию.

Положение о лицензировании еще дорабатывается, однако эксперты уже прогнозируют уменьшение числа игроков в связи с принятием закона.
Стоит отметить, что нововведение не коснется заведений, работающих в формате детских садов и уже имеющих лицензию. Их особенность в том, что в них ребенок находится более 5 часов, есть перерыв на сон и полноценное питание.

От мегаполисов и дальше

Для открытия развивающего центра нужны согласования с Роспотребнадзором и Госпожнадзором, но в целом требуется намного меньше согласований, чем для открытия детского сада, поэтому открыть такой центр проще. Вложения в открытие одной точки составляют 1,5 – 2 млн рублей при сроке окупаемости в среднем 2 года.
В Петербурге рынок между собой делят местные и крупные московские сети, в каждую из которых входит до 300 точек: "Крошка Ру", "Сема", "Эрудит", "Бэби–клуб" и единичные центры. Активный рост рынка пришелся на последние 3–4 года.
"Это было связано с тем, что явно не хватало предложений с подобными услугами", — говорит Галина Кукушкина, генеральный директор компании "Крошка Ру".
По словам Оксаны Лобановой, гендиректора компании "Сема", причин тому несколько: нехватка детских садов, высокие темпы строительства при отсутствии в новостройках необходимой инфраструктуры. "Причем если раньше центры открывались преимущественно в мегаполисах, сейчас инициативу подхватили и предприниматели в небольших городах", — рассказывает Оксана Лобанова. Так, сеть центров "Сема" продала франшизы для открытия точек в Гатчине, а также ведет переговоры об открытии точек в Пушкине, Кронштадте и т. д.

Продвижение

Прибыль развивающего центра составляет 70–230 тыс. рублей в месяц в зависимости от стоимости аренды помещения, количества детей в центре. В крупных центрах занимается до 100 детей.
"В основном такие заведения продвигаются из уст в уста, родители ориентируются на мнение друзей, знакомых", — отмечает Наталья Белкова, генеральный директор Агентства деловых коммуникаций 4D.
"Мы наблюдаем неугасающий спрос на услуги: каждый год в России рождается более 2 млн детей", — говорит Евгения Белонощенко, владелица компании "Бэби–клуб". По ее словам, самое сложное в открытии центра — подбор персонала.
В связи с этим крупные сети проводят для своих франчайзи обучающие семинары и тренинги.
Кстати, проблему нехватки в Петербурге детских садов взялся решить комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
Как сообщил его глава Эльгиз Качаев, комитет разрабатывает программу, предусматривающую частичное субсидирование затрат на аренду помещений для детского сада. Программа будет запущена ориентировочно летом 2013 года.