Петербургский аэропорт Пулково закроют для обычных пассажиров на время проведения саммита G20

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В начале сентября на время проведения саммита G20 Пулково будет принимать только самолеты делегаций участников форума. Неудобства коснутся 60 тыс. пассажиров, которым придется искать другие средства передвижения.

Саммит глав государств — членов "Большой двадцатки" (G20) состоится в Петербурге 5 – 6 сентября 2013 года. В город прибудут не только лидеры стран, входящих в G20, но также руководители крупных международных организаций. Всего планируется участие 33 делегаций.
Решать вопросы транспортного обеспечения саммита будут в Петербурге на совещании оргкомитета по подготовке G20 в пятницу, 1 марта, при участии советника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина.

Небо только для VIP–персон

По требованию безопасности для мероприятий такого уровня аэропорт должен быть закрыт для обслуживания как регулярных, так и чартерных рейсов, не связанных с прилетом делегаций участников форума. В 2006 году, когда в Петербурге проходила встреча лидеров G8 ("Большая восьмерка"), на несколько дней в Пулково были прекращены все регулярные рейсы, отменены чартеры. Аэропорт принимал только самолеты с официальными делегациями.
По информации источника "ДП" в городском правительстве, решение о закрытии Пулково на время проведения G20 уже принято. В курсе ситуации в некоторых авиакомпаниях и крупных турфирмах.
Кроме стандартных ограничений по приему и отправлению рейсов, для G20 впервые выдвигается требование полностью прекратить работы по строительству нового терминала аэропорта и даже заранее вывезти с площадки строительную технику. В ООО "Воздушные ворота Северной столицы" отказались комментировать работу аэропорта Пулково 5–6 сентября. Вице–губернатор Олег Марков, который возглавляет рабочую группу при правительстве Петербурга по подготовке и проведению в городе саммита глав государств — членов G20, запрос "ДП" проигнорировал.
В городском комитете по транспорту сообщили, что изменение графика рейсов и схем базирования судов авикомпаний, а также меры по обеспечению безопасности официальных делегаций не относятся к компетенции городских властей.
Официальный комментарий подрядчика строительства нового терминала аэропорта Пулково IC Ictas — Astaldi получить не удалось, однако на условиях анонимности в компании рассказали, что знают о повышенных требованиях безопасности при проведении G20, но окончательное решение еще не принято. В компании надеются, что их все–таки не обяжут убирать строительную технику.
"Застройщикам Пулково не позавидуешь. Они понесут миллионные убытки, которые сложатся из пустых вложений в аренду техники (не прервут же они лизинговые контракты на 1–2 недели) и необходимости платить зарплату штатным сотрудникам", — говорит представитель крупной строительной компании города.

Продажи открыты

Примечательно, что авиакомпании уже продают билеты на рейсы из Пулково 5 и 6 сентября. По словам директора по связям с общественностью "Трансаэро" Сергея Быхала, авиакомпания не получала указаний об ограничении или прекращении продажи билетов на эти даты.
Авиакомпания "Уральские авиалинии" была уведомлена о намерении закрыть аэропорт Пулково на период проведения саммита глав государств — членов G20. Тем не менее билеты на ее рейсы все равно продаются: "Окончательное решение пока не принято. Авиакомпания предпринимает все меры для того, чтобы сохранить рейсы и не доставлять неудобств для пассажиров".
Директор по продажам турфирмы "Нева" Дмитрий Мазаников подтвердил, что им известно об отмене чартерных рейсов во время саммита. "Очевидно, придется переносить даты вылетов. Это определенное неудобство, поскольку стандартные туристические программы ломаются. Найти на них покупателей будет сложнее", — считает он.

Альтернатива Пулково

В Октябрьской железной дороге сообщили, что могут увеличить количество поездов из Петербурга в случае обращения организаторов саммита или при резком увеличении спроса на билеты на эти дни. Технические возможности у ОЖД для этого есть.
В 2006 году, во время проведения саммита G8, Октябрьская железная дорога запустила 36 дополнительных поездов между Петербургом и Москвой. При этом была отменена часть пригородных поездов на направлении СПб–Балтийский — Ораниенбаум.
Электричкам пришлось пропускать правительственные кортежи в Константиновский дворец.
Стоит отметить, что такие жесткие требования по безопасности не характерны для саммитов G20. По крайней мере в последние 3 года ни один из международных аэропортов, принимавших делегации "Большой двадцатки", принимать коммерческие рейсы не прекращал. Например, международный аэропорт Торонто Пирсон в Канаде во время саммита в 2010 году всего лишь работал с усиленными мерами безопасности, а некоторые рейсы отправлялись с задержками.
В мексиканском Лос–Кабосе в 2012 году была закрыта платная автомобильная дорога до аэропорта, а пассажиры должны были прибыть за 4 часа до вылета для усиленного досмотра. И лишь в Каннах в 2011 году на время работы саммита власти полностью закрыли аэропорт Канны–Манделье, предназначенный исключительно для бизнес–авиации. Международный аэропорт Ницца Кот Д'Азур, который обслуживает Канны, продолжал принимать коммерческие рейсы, но с задержками и отменами.
"Не устаю удивляться, сколько власти могут испытывать людей на прочность и демонстрировать свое превосходство над массами. Да еще так цинично", — заявил "ДП" на условиях анонимности один из топ–менеджеров крупного инвестиционного фонда. — Я летаю через Пулково регулярно. В нашем аэропорту и так противно. А вся эта ситуация может заставить людей возненавидеть отечественный сервис. Кому это нужно?"
В Петербурге существуют два военных аэродрома, на которые теоретически можно было бы перенаправить часть подходящих по классу самолетов, направляющихся на саммит. Например, аэродром в Пушкине позволяет принимать суда с грузоподъемной массой до 200 т, а аэропорт в Левашово — до 70 т. Но специалисты считают такой вариант событий маловероятным.
"Хотя теоретически аэродром в Пушкине и может принять небольшой Boeing 737 на 80 пассажиров, у него нет для этого необходимой инфраструктуры, — говорит гендиректор ЗАО "Аэродром Пушкин" Сергей Дранник. — Например, отсутствуют терминал, способный обслужить необходимое количество пассажиров, совместимые системы навигации и, разумеется, специально обученные люди со знанием английского".
По его словам, за полгода эти проблемы не решить.
Это какой–то перегиб. Думаю, власти дуют на воду. У нас был опыт работы с ФСО, когда мы строили бизнес–центр "Пулково–Скай". Пересеклись с Международным экономическим форумом. Здание было уже подведено под крышу, и нас настойчиво попросили убрать со стен строителей на время прилетов и отлетов правительственных самолетов — фактически на несколько часов. Больших потерь из–за этого мы не понесли. А в прошлом году комплекс на время форума нам рекомендовали закрыть. Мы этого не сделали, поскольку наши арендаторы — компании, которые этот форум обслуживают.
Андрей Хитров
гендиректор компании EKE
Офисы нашей компании находятся в разных городах, поэтому для рабочих поездок я достаточно часто пользуюсь аэропортом Пулково. В сегодняшнем состоянии он не обладает достаточной пропускной способностью и не удовлетворяет все потребности большого города. А его полное закрытие на 2 дня доставит еще больше неудобств и вызовет раздражение пассажиров. Но альтернативы Пулково нет. Так что многим придется корректировать планы. А стройку в аэропорту надо было до саммита закончить. Остановка ее на несколько дней не очень критична. Но вывоз техники — это уже слишком.
Лев Гниденко
гендиректор СК "Ойкумена"