Городская инфраструктура не готова к развитию частной авиации

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Число частных вертолетов в Петербурге растет, но городская инфраструктура к этому не готова. Существующие проекты неэффективны и не учитывают мнение общественности.

Говоря о гражданской авиации, которая не используется для коммерческих целей, в последние годы в России все чаще используют термин "общая авиация" (калька с англоязычного general aviation). К ней относится вся авиация, кроме военной и коммерческой, выполняющей регулярные рейсы.
Общая авиация в ее западном понимании приживается в России не только терминологически. И законодательство, и практика полетов в России, по сути, мало чем отличаются от других развитых стран. В Петербурге становится все больше владельцев частных вертолетов — сегодня их зарегистрировано около 50. Продажа, техобслуживание, ремонт частных вертолетов — перспективный рынок, если учесть, что хорошая машина стоит около $3 млн.
Проблема в том, что пространство для маневра частных вертолетов весьма ограничено.

Бум впереди

В условиях бурного развития аэропорта Пулково в последние годы, когда процент роста объема перевозок измеряется двузначными числами, проблема нехватки площадок для вертолетов — вертодромов — становится все актуальнее. В ближайшие годы общая авиация, скорее всего, будет и вовсе перебазирована из Пулково, поскольку станет все сильнее мешать "Воздушным воротам Северной столицы" по мере развития нового терминала.
В связи с этим Алексей Бабин, заместитель начальника Северо–Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, видит большие перспективы для развития инфраструктуры в южных районах города, где, кстати, меньше ограничений по полетам. "Есть нижнее, среднее и верхнее воздушное пространство, и нижнее будет перераспределяться", — говорит Алексей Бабин. По его словам, этими вопросами уже занимается специальная комиссия.
Сегодня в Петербурге и его ближайших пригородах вертодромов нет, но работает с десяток локальных площадок, где можно приземлиться частным вертолетам. Из–за того, что меньше всего запретов касается полетов по руслу Невы, основные вертолетные площадки находятся именно у реки.

Нью–Йоркский опыт

Когда говорят о том, что вертолет в крупном городе — нормальное явление, обычно вспоминают Нью–Йорк. Редкий фильм, действие которого происходит в этом мегаполисе, обходится без показа сцены с вертолетом, зависшим над городом. Но на практике и там не все однозначно. В Нью–Йорке сегодня действительно есть пять вертодромов, но все они имеют весьма небольшую площадь, расположены, как правило, у водного пространства и используются при этом крайне интенсивно.
Например, один из самых известных вертодромов на набережной Ист–Ривер в районе 34–й улицы Манхэттена размером меньше гектара имеет одну взлетную площадку 19 на 19 м. На него приходится в среднем 25 – 30 операций в день. Вертодром принадлежит городу, но эксплуатируется в том числе и по заказам военного ведомства (10% операций). Ситуация, когда государственные ведомства имеют собственные площадки, в условиях мегаполиса представляется ненормальной. Кстати, на этой площадке — откуда взлетают вертолеты с туристами — садятся вертолеты и американского президента, и мэра города.
Сегодня вертолеты в Нью–Йорке используются, пожалуй, с меньшим энтузиазмом, чем в 1970–1980–е годы. Дело и в периодических несчастных случаях, в том числе с туристами (раз в несколько лет бывают случаи с летальным исходом).
Один из таких случаев произошел на крыше знаменитого небоскреба PanAm, где сейчас находится штаб–квартира страховой компании MetLife. При заходе на посадку на крыше здания вертолет, уже выгрузив пассажиров, видимо из–за ветра, завалился набок и потерпел крушение. Мало того что при этом погибли несколько пассажиров, ждавших посадки, так еще и оторвавшаяся лопасть упала вниз, на оживленный перекресток, убив и тяжело ранив нескольких прохожих. Тогда вертолетную площадку на небоскребе было решено закрыть, а после того как в центре Нью–Йорка появилось больше жилых высотных зданий, власти стали серьезно ограничивать здесь и сами полеты, и строительство вертодромов, выставляя также серьезные требования по допустимому уровню шума.

Повторение ошибок

В Петербурге вертолетный бум еще только начинается, и важно не повторять чужих ошибок. Но, если взять существующие проекты, пока все развивается не по самому безопасному и эффективному сценарию.
Показателен пример с огромным вертодромом, который Северо–Западный региональный центр (СЗРЦ) МЧС России планирует построить в Красногвардейском районе на участке площадью 17 га, ограниченном КАД, Рябовским шоссе и 2–й Поперечной ул. Проект площадки, по размерам превышающей все вертодромы Нью–Йорка вместе взятые, пока окончательно не принят. В начале февраля было объявлено, что СЗРЦ МЧС отменил аукцион на право строительства вертодрома. На его возведение из федерального бюджета выделено 933,7 млн рублей. Сообщалось, что поводом для отмены конкурса послужили не принципиальные моменты, а лишь несовершенство конкурсной документации.
Начальник отдела капстроительства СЗРЦ МЧС Руслан Гареев подтвердил, что аукцион на право строительства вертодрома был отменен, но по другой причине: "Выделенные на строительство средства являются деньгами Гособоронзаказа, и есть указание, чтобы это была закрытая процедура".
Ожидается, что перенос сроков тендера приведет к тому, что вертодром будет построен не в конце 2015 года, а на год позже.
Согласно проекту подрядчик должен будет построить ангар для вертолетов, здание аварийно–спасательной станции, два ангара для хранения оборудования, КПП, склад ГСМ, водомерный узел и два топливозаправочных пункта. Как ранее заявлял начальник отдела авиации и авиационно–спасательных технологий СЗРЦ Валерий Усманов, вертодром будет предназначен для полетов вертолетов "Ми–26", "Ми–8", "Ка–32", "Бу–105", "Бк–117".
При этом неясно, как будут соблюдены ограничения на допустимый уровень акустического воздействия на жилые застройки вблизи, ведь уровень шума перечисленных машин значительно превышает максимально допустимый. Так, уровень шума "Ми–8МТВ" при посадке составляет 97 дБ при максимально допустимых 85. Учитывая расстояние до жилой застройки около 300 м по курсу взлета–посадки, при регистрации вертодрома у заказчика явно возникнут большие проблемы с органами авианадзора.
Среди главных просчетов, допущенных при проектировании вертодрома МЧС, эксперты называют выбор места строительства. К нему слишком близко подходят железнодорожные пути, а в северном направлении на расстоянии всего 300 м расположена селитебная территория с 7–этажным жилым массивом — при установленных согласно СНиП ограничениях 2 км. При строительстве потребуется отвод русла реки Зеньковка, протекающей под вертодромом, либо увод ее в трубы диаметром 1,5–2 м.
Критики проекта говорят, что существующая проселочная дорога не предназначена для доставки грузов и оборудования на вертодром. Кроме того, по территории участка проходит высоковольтная линия, что также может стать препятствием для регистрации вертодрома. От этой же подстанции запитан жилой массив и отдельные промышленные объекты. Для электроснабжения вертодрома необходимо выделение мощности не менее 500 кВт и прокладка линии 10кВ, что будет весьма затруднительно сделать.

Противники шума

Проект строительства вертодрома уже вызвал серьезный общественный резонанс среди жителей Красногвардейского района. Свои возражения против строительства вертодрома в данном месте активисты, собрав более 500 подписей, направили губернатору Георгию Полтавченко и в МЧС. "Мы полагаем, что размещение вертодрома создаст невыносимые условия жизни для населения прилегающих районов, так как эксплуатация подобного центра, очевидно, будет осуществляться круглосуточно, а создаваемый грохот не даст возможности жителям района существовать", — пишут активисты в обращении властям.
Впрочем, некоторые сомневаются, что площадка предназначена для строительства вертодрома. Так, Людмила Гузневич, владелица дома на этой территории, подозревает аферу с целью получить ее землю за бесценок. "Еще в 2010 году нас извещали об отчуждении участка в связи со строительством вертолетной площадки, — рассказывает Людмила Гузневич. — В апреле 2012 года к нам приходила дама, которая заявила, что выселение неизбежно и надо подписать какие–то документы". Однако в Территориальном управлении Росимущества по Петербургу ее заверили, что никаких отчуждений и изъятий земли не предвидится.
Еще в 2009 году правительство Петербурга объявляло о программе развития объектов инфраструктуры воздушного транспорта на территории города. Предполагалось создание опорной сети из трех вертодромов и 16 посадочных площадок, на которых могло бы разместиться до 120 вертолетов. Планировалось построить 23 объекта инфраструктуры воздушного транспорта на территории 12 районов города, а также развивать для обслуживания легкой авиации аэродром на острове Котлин. Планировалась и постройка вертодромов, рассчитанных на обслуживание десятков машин. Однако последующие годы показали, что государство не слишком активно занимается решением этой задачи, по–видимому надеясь на "невидимую руку рынка" и на ведомственные мегапроекты, подобные вертодрому на Ржевке.
В центре города вертолетные площадки есть, и сегодня их еще достаточно. Одна из самых популярных — плавучая площадка "Газпрома" у Медного всадника. Там посадка стоит 1,5 тыс. рублей. За городом можно садиться где угодно, в этом и состоит преимущество вертолета как средства транспорта. На окраинах города с площадками сложнее, потому что из частников там никто не работает. На расположенные возле КАД площадки МЧС, например, просто так не попасть — нужно запрашивать заранее специальное разрешение.
Борис Лашков
владелец вертолета, коммерческий директор компании "Теледрайв"
Развитие вертолетных перевозок и вертолетного такси — закономерность для любого мегаполиса. Поэтому и потребность в площадках будет увеличиваться. Сейчас трудно прогнозировать быстрый рост этого рынка, можно говорить лишь о начале развития. Этому способствует и существенное сокращение времени согласования вызова. Если раньше перевозчик тратил до 3 дней в ожидании разрешения на вылет, то теперь вопрос может быть решен за одно обращение в соответствующую службу. В коттеджном поселке, который строит наша компания под Шлиссельбургом, предусмотрена площадка для базирования вертолетов. У нас могут приземляться как частные вертолеты, так и вертолетные такси. Кроме того, вертолетная площадка предусмотрена в рамках нашего проекта "Измайловская перспектива". Существующие вертолетные площадки рассчитаны на прием вертолетов малого класса. Эти современные аппараты практически бесшумны и не вызывают недовольства окружающих.
Алексей Верещагин
генеральный директор компании "Матрикс"