Ямочный асфальт

Автор фото: Кулыгин Александр

Укладка асфальта зимой носит характер временный и вынужденный, чтобы быстро залатать аварийный участок.

Основная сложность в укладке асфальтобетонной смеси состоит в том, что горячий асфальтобетон быстро остывает и его не укатать. Решением этой проблемы в условиях зимы становятся модификаторы битума и добавки в асфальтобетонные смеси с лучшей удобоукладываемостью, говорит Деламарттер Скотт Гэрра Алексей Гильермо, начальник отдела маркетинга ЗАО "Беатон".

Временное решение

Укладка асфальта летом и укладка зимой — разные вещи, говорят специалисты. "Летом происходит плановая работа, когда благодаря температурным условиям можно уложить всю дорожную конструкцию и при этом гарантировать ее качество и надежность. Зимой же подобный вид работы носит исключительно аварийный характер. Это временная, но подчас необходимая мера", — объясняет Кирилл Иванов, директор ассоциации "Дормост". Сегодня, согласно действующим нормативам, укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С, осенью — не ниже 10°С. Тем не менее, по словам Кирилла Иванова, у дорожников существуют технологические возможности укладывать нижние слои асфальта и при минусовых температурах: "Для этого подрядчики могут прибегнуть к целому ряду хитростей — от применения специальных полимерных добавок до принудительного нагрева основания под нижний слой. Но это делается крайне редко и только для того, чтобы открыть рабочее движение, а основные асфальтовые работы выполнить уже в мае–июне".

Холодный асфальт

Заместитель директора по строительству ЗАО "АБЗ–Дорстрой" Тамара Широкова также обращает внимание на то, что зимой возможен только аварийный ремонт дорог на локальном участке. "Для работы в зимних условиях рекомендуются холодные асфальтобетонные смеси, но они минимум в 1,5 раза дороже, чем горячие. Современные холодные смеси требуют специальной технологии для приготовления вяжущего (порошкообразное вещество для приготовления растворов, способное твердеть при затворении водой. — Ред.) и самой смеси", — отмечает она. Холодный асфальт состоит из битума, модификаторов и минеральных наполнителей. Он подходит для ремонта ям и трещин в дорожном полотне. Утрамбованная смесь набирает прочность под постоянным воздействием проезжающего транспорта. Представленные на рынке дорожного ремонта марки холодного асфальта могут использоваться при большом диапазоне температуры окружающей среды: от минус 10°С до плюс 40°С. По словам Тамары Широковой, холодный асфальтобетон применяется в городе и области достаточно часто из–за недоремонтов. При соблюдении технологии производства работ и малой интенсивности транспорта он может прослужить до 2 лет. "Но, как правило, работает только до начала летнего дорожного сезона, затем карту ремонта перекрывают горячим асфальтобетоном", — уточняет она.

Дорогой инноваций

Специалисты говорят, что нефтяные битумы, применяемые в дорожном строительстве, нуждаются в обязательной модификации. Без них асфальтобетоны не отвечают требованиям существующих транспортных нагрузок. Это понимают производители, которые разрабатывают и стремятся внедрить новые материалы. Так, с октября 2012 г. ОАО "АБЗ–1" приступило к выпуску асфальтобетонных смесей с применением инновационной химической добавки EVOTHERM J1.
"Она позволяет увеличить температурный интервал уплотнения, что дает возможность получить дорожное покрытие с надлежащими свойствами — такими же, как и из горячей смеси", — утверждает Андрей Смелов, начальник лаборатории ОАО "АБЗ–1". По его словам, улучшенная смесь уже была применена на объектах ГУ "Ленавтодор" и ОАО "ЗСД", что позволило завершить запланированные работы по устройству асфальтобетонного покрытия в условиях пониженных (до минус 5°С) температур.