Разрыв отношений с РРТ грозит Сбербанку потерей заметной части рынка автокредитования

Автор фото: Евгений Асмолов

Сбербанк стоит на пороге разрыва отношений с одним из крупнейших в регионе автодилеров — РРТ. Это может привести к потере заметной части рынка автокредитования. На долю Сбербанка претендует более сговорчивый ВТБ 24. Он готов побороться за кредитный портфель в 1 млрд рублей, который обеспечивает сотрудничество с РРТ. Получение этой доли позволит ВТБ 24 сравняться со Сбербанком по объему автокредитов, доведя общую их сумму до 7,5 млрд рублей.

Холдинг " РРТ " Олега Барабанова нашел нового партнера для автокредитования. Вместо Сбербанка (отношения с ним у дилера разладились в 2012 году) кредиты клиентам РРТ будет выдавать "ВТБ 24". Для Северо–Западного банка Сбербанка это означает потерю стратегического партнера, который обеспечивал банку 12% общей выдачи автокредитов. А для "ВТБ 24" — возможность нарастить этот портфель более чем на 1 млрд рублей.

На стройку не хватало средств

В конце декабря 2012 года РРТ (второй по размеру выручки автодилер Петербурга) вернул Северо–Западному Сбербанку 1,5 млрд рублей и перестал предлагать покупателям машин автокредиты по программам крупнейшего банка страны. Причиной размолвки давних партнеров стало то, что Сбербанк резко повысил процентные ставки. "У нас была в Сбербанке кредитная линия на 1,5 млрд рублей, по новым траншам он предложил платить около 20% годовых, нас это не устроило", — говорит глава РРТ Олег Барабанов. В Северо–Западном Сбербанке воздержались от официальных комментариев. Но известно, что в среднем банки кредитуют корпоративных клиентов такого рода под 13–15% годовых.
Чтобы закрыть задолженность перед Сбербанком, РРТ оформил ссуду на 600 млн в ВТБ плюс к этому направил на погашение долга 900 млн собственных средств. Нехватка оборотных средств привела к серьезным проблемам с клиентами — РРТ начал задерживать на месяц и более выдачу клиентам паспортов транспортных средств (ПТС) уже оплаченных машин. Покупатели завалили жалобами на автодилера все форумы автомобилистов в Интернете.
В результате РРТ не смог нарастить долю рынка. По словам директора аналитического агентства "Авто–Дилер–СПб" Михаила Чаплыгина, за 2012 год петербургские автодилеры нарастили продажи в среднем на 7%, реализовав 204 тыс. новых легковых автомобилей. И только у РРТ объем продаж оставался на прежнем уровне. "Мы планировали в 2012 году продать автомобилей на 30 млрд рублей, но из–за проблем с финансированием оборот составил всего 20 млрд рублей, как в 2011 году", — сетует Олег Барабанов.
По мнению одного из участников рынка, пожелавшего не называть себя, сложности у РРТ возникли из–за масштабного строительства автоцентров. "Именно на покрытие текущей задолженности по строительству новых объектов, вероятнее всего, уходили деньги покупателей, отсюда и возникали задержки с ПТС", — предполагает собеседник dp.ru.
Олег Барабанов не скрывает, что 2012 год был особенно тяжелым для РРТ, поскольку компания одновременно достраивала семь дилерских центров в разных городах — два в Казани, по одному в Воронеже, Ярославле, Вологде, Нижнекамске и Петербурге. Объем инвестиций в эти проекты превысил 1,2 млрд рублей. "В этом году будет полегче — не надо отвлекать деньги на строительство, — говорит глава РРТ. — У нас 27 дилерских центров, из них 23 в собственности — это 70 тыс. м2".

Месть дилера

Прекращение сотрудничества с РРТ может несколько сократить долю Сбербанка на региональном рынке автокредитования, где он является крупнейшим игроком.
Через автосалоны банки выдают почти 100% всех автокредитов. Причем, по признанию опрошенных автодилеров, большая часть клиентов (около 50%) направляется именно в Сбербанк, если у автопроизводителя нет другого дружественного банка.
За 2012 год на Северо–Западе Сбербанк выдал автокредитов на 8,5 млрд рублей. Примерно 12% от объема выдачи (что соответствует 2% петербургского рынка) банк получил от РРТ.
"За прошлый год Сбербанк выдал нашим клиентам автокредитов на 1 млрд рублей", — подсчитал Олег Барабанов. По его словам, с начала этого года РРТ сделал акцент на продвижении программ автокредитов банка "ВТБ 24", незначительно отстающего от Сбербанка (в 2012 году "ВТБ 24" выдал ссуд на 6,5 млрд рублей).
Ситуацию с автокредитами в Сбербанке тоже не комментируют.
В свою очередь, начальник отдела по продвижению автокредитования петербургского филиала "ВТБ 24" Даниил Макаршин заявил, что в 2013 году банк планирует выдать ссуд на 7,5 млрд рублей, что на 1 млрд больше, чем в 2012 году. У ВТБ есть шансы превзойти намеченные показатели, если РРТ и Сбербанк не придут к консенсусу.
Хотя Олег Барабанов говорит, что надеется восстановить отношения с крупнейшим автокредитором страны.