Борьба технологий

Автор фото: Global Look Press

Молодой рынок спутникового мониторинга автотранспорта переживает стадию бурного роста. Заказчики делают выбор в пользу технологий, позволяющих экономить на содержании автопарка.

Принцип работы всех систем спутникового мониторинга транспорта (СМТ), представленных на рынке, одинаков. В кабину автомобиля устанавливается устройство, имеющее ГЛОНАСС/GPS–приемник (как в обычном навигаторе), GSM–модуль и набор входов–выходов для подключения различных датчиков, отслеживающих работу автомобиля. Собираемая модулем информация в режиме реального времени передается для обработки на сервера через сети сотовых операторов.
Оборудование для мониторинга, во многом похожее на известные многим автовладельцам спутниковые охранные системы, в последние годы не претерпело каких–то революционных изменений, а вот программное обеспечение вышло на качественно новый уровень. Простейшие программы, отображающие координаты автомобиля на карте, уже никого не удивляют и не интересуют. Востребованы сложные комплексы, позволяющие контролировать все аспекты использования корпоративного автопарка, снижающие расходы на содержание транспорта на 10–60%.

Поддержка сверху

В конце прошлого десятилетия установка СМТ на транспорт не превышала 10% и активность производителей была направлена в основном на поиск новых клиентов, слабо представляющих возможности систем удаленного контроля. Сейчас рынок, по крайней мере в таких крупных городах, как Петербург, практически насыщен — расширились дилерские сети крупных производителей, повысилась их активность.
В Петербурге внедрением систем мониторинга занимается несколько десятков компаний. Среди них несколько производителей, но большая часть — компании–интеграторы, входящие в дилерские сети крупных российских разработчиков из Москвы, Петербурга, Челябинска, Перми и других миллионников. По мнению Алексея Озорина, директора по развитию группы компаний "АвтоСервисныйКонцерн", внедряющей системы мониторинга "Форт–Телеком" и "Автоскан", за последние 2 года количество игроков на петербургском рынке ГЛОНАСС–услуг возросло в 2–3 раза. "При этом нельзя сбрасывать со счетов вклад государства в развитие отрасли. Запущено множество проектов, выделяется финансирование, разработаны определенные стандарты предоставляемых услуг", — говорит Алексей Озорин.
С этим мнением согласен и Артем Матяш, генеральный директор компании "ГЛОНАСС Северо–Запад", региональный партнер холдинга "М2М телематика". По его мнению, политика активного использования современных технологий, проводимая Министерством транспорта РФ, приведет к постепенной систематизации разрозненного по сей день рынка СМТ и установлению единых стандартов. "В Ленобласти создан телематический оператор — РНИЦ по Ленинградской области. Он будет отвечать за формирование единой навигационно–информационной системы, соответствующей общероссийским стандартам и требованиям, закрепленным в законодательстве РФ. Эта мера позволит упорядочить работу уже существующих навигационных систем и вплотную подойти к реализации проекта "ЭРА–ГЛОНАСС" — государственной системы экстренного реагирования при авариях", — объяснил Артем Матяш.

Переманить клиента

Стоимость установки оборудования для мониторинга транспорта на один автомобиль с возможностями контроля расхода топлива в Петербурге устоялась на уровне 20–30 тыс. рублей, в связи с этим ценовая конкуренция отошла на второй план. "Требования, пожелания заказчиков и потребителей к системам постоянно растут", — рассказывает Олег Левцов, руководитель проектов и департамента мониторинга и инсталляции компании "РИТМ" (система "Вояджер"). Большинство корпоративных клиентов уже имеют опыт внедрения каких–либо систем мониторинга или, по крайней мере, знакомо с предложениями многих заметных игроков. Попробовав на практике использование разных систем, компании осознали возможные преимущества и недостатки и часто готовы доплатить за выполнение их потребностей. Как результат, основная борьба идет за уже существующих клиентов, и объем этого рынка составляет значительную долю проведенных оснащений. "Рынок перенасыщен компаниями–перепродавцами, но качественной продукции и производителей очень мало", — отмечает Олег Левцов.

Городская доля

В 2012 году в России системами мониторинга было оснащено порядка 300 тыс. транспортных средств. Официальных данных по доле Петербурга в этом объеме нет. По примерным оценкам экспертов, около 45% общего числа различной техники в городе оснащено СМТ. Артем Матяш считает, что парк пассажирского транспорта оснащен на 65-70%, транспорта, перевозящего опасные грузы, — менее чем на 50%.