ОСК даст возможность Выборгскому судостроительному заводу заработать 7 млрд рублей в 2013 году

Госкорпорация "ОСК" дала шанс Выборгскому судостроительному заводу выбраться из долговой ямы и модернизировать производство. По итогам 2013 года выручка предприятия может превысить 7 млрд рублей.

Федеральные власти не жалеют средств налогоплательщиков на спасение любых социально значимых промышленных предприятий, пусть даже не самых эффективных, использующих устаревшие технологии, ведь главное — не допустить социального взрыва.
Так, государственное ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) подобрало практически все оказавшиеся на грани банкротства верфи, от развития и модернизации которых отказались частные собственники. Яркий тому пример — ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ).
В мае 2012 года контрольный пакет акций этого предприятия ОСК выкупила за 1,8 млрд рублей у лиц, аффилированных с АКБ "Россия" Юрия Ковальчука. К этому моменту ВСЗ, который является одним из крупнейших градообразующих предприятий города Выборга с населением 80 тыс. человек, был на грани банкротства.
Прежние собственники приобрели завод в 2007 году, планируя заработать на строительстве буровых платформ для "Газфлота", который собирался осваивать новое газовое месторождение в Баренцевом море — Штокмановское. Однако старт этого проекта застопорился, и теперь его реализация начнется не ранее 2019 года. Из шести установок ВСЗ успел построить только две (обе сейчас простаивают).
"Коллектив удалось сохранить, но образовались крупные долги, в частности, мы не смогли полностью вернуть кредит Газпромбанку", — объясняет генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев, возглавивший завод после прихода ОСК. Банк пытался вернуть долг через суд, позже стороны заключили мировое соглашение. Но, несмотря на это, Газпромбанк отказался рефинансировать задолженность верфи в объеме 1,4 млрд рублей. Кроме того, "Газфлот" остался должен ВСЗ 1,2 млрд рублей за строительство двух буровых.

Один шанс из ста

Без заказов в такой ситуации у ВСЗ был только один шанс выжить — распродать имущество (например, территорию Балтийского завода планировалось застроить жильем и торговыми центрами). Однако активы ВСЗ не столь привлекательны для девелоперов. Полтора года собственники верфи вели переговоры с ОСК о продаже предприятия. Все это время персонал завода находился в вынужденных отпусках, получая 60% зарплаты.
ВСЗ стал последним судостроительным активом, который приобрела ОСК. Сценарий вывода верфи из кризиса повторяет схему, уже отработанную на других предприятиях госкорпорации. Так, банкротящийся Балтийский завод за несколько месяцев до поглощения ОСК получил контракты на строительство двух ледоколов. И, как только ВСЗ вошел в семью ОСК, Балтзавод поделился с ним ледоколом.
Это дало устаревшей верфи шанс на выживание. Теперь в планах завода — модернизировать мощности. "Наша ниша — изготовление специальных судов. Для их строительства выбрано два базовых предприятия: Балтзавод строит крупные ледоколы (от 25 МВт), а ВСЗ строит ледоколы меньшей мощности, а также суда снабжения и буровые платформы", — объясняет Александр Соловьев.

Лед тронулся

В 2012 году ВСЗ получил от ОСК сразу три заказа общей стоимостью более 12 млрд рублей. В 2015 году заводу предстоит сдать три дизельных ледокола для ФГУП "Росморпорт" мощностью 17,4 МВт. Они обеспечат загрузку основному корпусному производству предприятия до февраля 2014 года.
Однако уже сейчас руководство завода готовится принять новые заказы. В марте–апреле этого года должен решиться вопрос со строительством семи судов снабжения для "Совкомфлота", еще заказ на два судна такого же типа ВСЗ рассчитывает получить от иностранного заказчика — британской компании SeaDragon Offshore (для нее завод в 2008 году построил платформу).
Если ВСЗ получит все эти заказы, то его выручка в 2014 году может превысить 10 млрд рублей, что многократно превышает уровень 2011 года, когда предприятие простаивало. "Благодаря ОСК наша выручка в 2013 году составит 7,3 млрд рублей, в 2012 году она была 780 млн рублей", — говорит Александр Соловьев.
В перспективе завод рассчитывает получить заказы, связанные с программой "Роснефти" по освоению континентального шельфа, а также в проекте "Ямал СПГ" компании "НОВАТЭК" (освоение Южно–Тамбейского газоконденсатного месторождения). "По "Ямал СПГ" генеральный подрядчик будет выбран в марте–апреле этого года. Мы рассчитываем получить заказ на 10 тыс. т готовых металлоизделий — это обеспечит загрузку 50% мощностей завода", — говорит Александр Соловьев.

Необходима модернизация

К 2016 году ВСЗ рассчитывает нарастить производственные мощности на 40%, что позволит ежегодно выдавать 28 тыс. т готовых металлических конструкций.
Программа модернизации предусматривает приобретение нового оборудования для резки металла, а также капитальный ремонт достроечной набережной, поскольку по ней за время, пока предприятие находилось в кризисе, стало невозможно перемещать тяжелые металлические блоки будущих кораблей.
Однако первоочередная задача предприятия — завершить летом этого года строительство полупогружной баржи, с помощью которой суда будут выводить на воду. Существующий на предприятии способ спуска судов через док–камеру физически не позволяет ставить на воду корабли шире 18 м — а такой шириной обладают в основном рыболовецкие суда.
Общая стоимость инвестпрограммы — 2,5 млрд рублей. Эти средства ВСЗ рассчитывает получить от Внешэкономбанка. "Надеюсь, что в этом году вопрос с финансированием решится положительно", — говорит Александр Соловьев.
Другая ключевая задача предприятия — рассчитаться с накопившимися долгами. На прошлой неделе руководство начало искать нового кредитора, чтобы растянуть долг на 10 лет. "За 2 года нам не вернуть 1,4 млрд рублей даже при растущей загрузке, а за 10 лет сможем", — уверен Александр Соловьев.
Я не вижу никаких проблем в том, что Объединенная судостроительная коропорация обеспечивает гособоронзаказом некогда убыточные предприятия. Наш хлеб они не отбирают. Хотя мы небольшое предприятие, до 2016 года мы не испытываем недостатка заказов. Наш портфель превышает 20 млрд рублей. Сейчас мы берем ровно столько, сколько можем поднять, и не думаю, что в дальнейшем ситуация кардинально поменяется. С самой ОСК у нас вполне нормальные отношения, и мы постоянно друг другу помогаем.
Леонид Грабовец
генеральный директор ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"
Завод загружен полностью, назрела необходимость модернизации производства. Сейчас мы ждем принятия стратегии развития ОСК. Все зависит от того, будет ли она в русле ФЦП "Развитие судостроения на 2013 – 2030 годы". Логика ФЦП сводится к сохранению модели XX века, где все верфи — это предприятия полного цикла. Соответственно, тогда мы ограничимся частичной модернизацией. Если же стратегия будет предусматривать модель XXI века, то Балтзавод начнет развиваться как часть судостроительного кластера, в котором конечная сборка судов будет происходить на острове Котлин.
Александр Вознесенский
генеральный директор ООО "Балтийский завод — Судостроение"