Объем платежей через системы интернет–банкинга в России вырос по итогам 2012 года на 40%, до 590 млрд рублей

Автор фото: Ваганов Антон

Российский рынок интернет–банкинга вырос в 2012 году почти на 40% — до 590 млрд рублей. Такие данные предоставили dp.ru эксперты банка БКС. Доля счетов физлиц с удаленным управлением в петербургских банках составляет около 30%, доля активных пользователей систем интернет–банкинга на сегодня — около 10–15%.

"Интернет–банкинг выгоден обеим сторонам: для клиента это экономия времени, доступность банка круглые сутки, возможность сэкономить на тарифах, открыть депозит по повышенной ставке. Для банка — снижение себестоимости обслуживания клиента, минимизация очередей в отделениях", — пояснил директор филиала "БКС Премьер" в Петербурге Дмитрий Егоров.
К 2017 году российский рынок интернет–банкинга, по прогнозам экспертов банка БКС, может вырасти в 3 раза — до 1,6 – 1,8 трлн рублей. Основными лидерами участники рынка называют банки "Связной", Сбербанк, банк "Тинькофф" и Альфа–банк.

Клиенты без офиса

"В Петербурге у клиентов становится все меньше времени и желания появляться в банке. Люди хотят все делать удаленно, причем не только с домашнего компьютера, но и, например, из машины с помощью телефона", — говорит Павел Филимоненок, заместитель председателя правления банка "Санкт–Петербург". По его словам, банк начал развивать это направление в 2003 году, и к 2013–му среди физлиц клиентов банка около 15% стали пользователями интернет–банкинга, среди юридических лиц — 64%. В 2012 году банк "Санкт–Петербург" инвестировал в обновление интернет–банкинга около 40 млн рублей, сообщил Филимоненок.
Юрий Петров, замдиректора управления удаленных каналов обслуживания Северо–Западного банка Сбербанка РФ, рассказывает, что число ежемесячных платежей через интернет–систему Северо–Западного Сбербанка составляет 1,2 млн операций. С начала года доля платежей через интернет–банкинг выросла с 1 до 5%, а количество клиентов банка, подключившихся к интернет–банкингу, превысило 410 тыс. человек. По итогам 2013 года банк планирует как минимум удвоить число пользователей интернет–банкинга.

Цена вопроса

По оценке Александра Шаплавского, директора по развитию процессинговой компании "Рит–Сервис", минимальная стоимость системы для работы интернет–банкинга может составлять 3 млн рублей. Если же банк занимается этим профессионально, как банки "Тинькофф", "Русский Стандарт", "Хоум Кредит", то стоимость системы может достигать $20 млн.

Конкуренцияв Интернете

"Предоставление качественного интернет–банкинга становится весомым конкурентным преимуществом для банков", — говорит Дмитрий Егоров. Александр Шаплавский соглашается: если банк идет в розницу, без интернет–банкинга он просто не сможет конкурировать. "Сегодня доля госбанков постоянно растет, поэтому коммерческим банкам ничего не остается, как совершенствовать свой интернет–бизнес. Создать розничную сеть, сопоставимую с госбанками, невозможно, проще сделать качественный интернет–банкинг", — полагает он.

Ничего нового

Среди главных тенденций интернет–банкинга наряду с традиционной оплатой счетов и услуг компаний Павел Филимоненок отмечает увеличение спроса на удаленное открытие вкладов и депозитов, а также существенный рост числа компаний, чьи услуги можно оплатить.
"Новое что–то в интернет–банкинге придумать сложно. Скорее всего, банки будут совершенствовать сервис и предлагать новые услуги и технологии для клиентов", — говорит Александр Шаплавский. С развитием кредитных историй, считает он, согласовывать кредиты по Интернету будет все проще, а в будущем потребкредиты можно будет получать и без явки в банк.
"К 2017 году мобильный трафик вырастет в 13 раз, количество мобильных устройств в мире превысит 10 млрд, прогнозируют в Cisco. Преимущество будет у банков, прилагающих максимум усилий для развития функционала своих интернет–банков", — говорит Олег Анисимов, вице–президент "ТКС Банка".