Новый роман Бориса Акунина "Черный город"

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Известный историк Лев Лурье советует новый роман Бориса Акунина "Черный город". Как всегда, он о роковом моменте русской истории.

Лето 1914–го; вот–вот Первая мировая, а тут еще в Баку всеобщая стачка, грозящая оставить фронт и тыл без топлива. Правоохранители призывают Эраста Фандорина помочь Родине. И он вместе с верным слугой, японцем Масой, отправляется на Апшерон. Задача по ходу оборачивается еще более трудной: умиротворив Баку, немедленно отправиться на Балканы, провести переговоры в Сараево, Белграде и Вене, помирить сербов и австрийцев и предотвратить мировую войну.
Баку начала XX века — российский Wild East. Абсолютно коррумпированные полиция и жандармерия; огромные состояния, появляющиеся ниоткуда. Город, где азербайджанцы и армяне чуть что — готовы резать друг друга. Где сосуществуют еще и русские, персы, дагестанцы. Где множество европейских инженеров и промышленников. Где ограбят и убьют не задумываясь. Где роскошь Лазурного Берега сочетается с нравами первоначального накопления.
Именно в Баку при Николае II уголовная и политическая преступность тесно переплелись. Боевые дружины эсеров и особенно большевиков (ими в разные годы руководили Сурен Спандарян, Степан Шаумян и Иосиф Сталин) добывали деньги, предоставляя нефтепромышленникам крышу. Почти все подпольщики были двойными агентами полиции, а жандармы состояли на жалованье у подполья. Об этом городе и этой среде есть отличная книжка англичанина Саймона Монтефиоре "Молодой Сталин" (она переведена на русский). На этом же материале будет строиться одноименный книге новый фильм Алексея Балабанова.
История увлекательная, фон невероятный, но поплакать не удастся. Борис Акунин — постмодернист: его романы напоминают скорее головоломки и шахматные задачи, нежели настоящую литературу. Герои — марионетки; кукольник–автор не скрывает своего присутствия. Сопереживание невозможно. Это вам не Лев Толстой и даже не Даниил Корецкий. Фабула всегда одна и та же: сыщик–одиночка Фандорин (или его двойник — хитромудрая монахиня Пелагия) оказывается в гуще реально существовавшей исторической интриги: близ осажденной Плевны, на коронации Александра III, у тела таинственно погибшего Михаила Скобелева, в готовом взорваться предвоенном Баку. Эраст Петрович, как разведчик, посланный из настоящего в прошлое, раскрывает интригу, карает злодеев; но история в конечном итоге движется так, как она двигалась. В лучшем случае Фандорину удается предотвратить еще более плохой вариант развития событий. Трудно быть богом.
Роман написан в жанре, который мой дед называл "А заяц лопнул и разорвался, но не разбился, а рассмеялся". Натуральный комикс. Герои палят друг в друга из маузеров и кольтов, разят смертоносными метательными ножами, калечат приемами китайского и японского боевых искусств, топят в нефти. Но вплоть до последней страницы главные протагонисты Фандорин и большевистский боевик по кличке Дятел отделываются легкими телесными повреждениями.
Фон опереточный. Среди эпизодических героев "Черного города" — артисты и режиссеры немого кино, влюбленный евнух, развратная азербайджанская олигархиня, резидент австрийской разведки, местный бакинский лекарь, крупье, директор департамента полиции, дашнакские однорукие боевики.
"Соколиный поворот" выдержан неукоснительно, сюжет движется словно на слаломных лыжах по горному спуску в немыслимый обрыв.
Без подробностей игры: счет в матче Добра и Зла — 1:1 (забастовка в Баку заканчивается, но войну все же остановить не удалось).
Один из худших романов Акунина.
Твердая тройка.