Кто и как в Петербурге борется со спайсом

Автор фото: ИТАР-ТАСС

После одной затяжки было 2–3 часа эйфории с потерей самоконтроля. Потом напал страх. Жутко — до паники. Готов был под машину прыгнуть, чтобы это кончилось — так описывает свои ощущения один из потребителей так называемой курительной смеси — спайса. dp.ru попытался разобраться, кто и как в Петербурге борется со спайсом, от пристрастия к которому в первую очередь страдают дети из состоятельных семей.

С недавнего времени к окну моей квартиры на первом этаже дома во вполне благополучном и тихом дворе Васильевского острова (здесь, по слухам, живет один из высокопоставленных чиновников города) стали периодически подходить не внушающие доверия молодчики в черных куртках, джинсах, вязаных шапках. Они не заглядывали в окна и даже, в общем–то, не мусорили: лишь отгибали цинковый карниз и что–то из–под него доставали. Нехитрая догадка, что мой карниз кто–то использует как пункт выдачи запрещенной продукции, удовольствия не доставила. Что делать? Позвонить 02? Или в ФСКН? И что сказать? Решил для начала позвонить по телефону доверия в известный на всю страну екатеринбургский фонд "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. Сотрудник фонда предложил фотографировать незваных гостей или попытаться их задержать самостоятельно: в ином случае вызов полиции или ФСКН будет пустой тратой времени — как моего, так и уважаемых органов правопорядка.
В итоге я ограничился тем, что зацементировал карниз, так что при следующем визите молодых людей ждал, как это у них называется, облом. Но что за товар распространяется таким способом? Героин? Марихуана? "Это спайс, — предположил сотрудник фонда "Город без наркотиков" Сергей Лихоманов. — Главная причина молодежных суицидов. Его по закладкам чаще всего продают. Спайс в Петербурге распространяется очень активно. У нас много обращений из вашего города по этой гадости".

Запретная смесь

Спайс — курительная смесь на основе табака, других трав и благовоний с добавлением вещества JWH–018 — химического реагента, действие которого сходно с действием марихуаны, но гораздо более сильного и вредного. Впервые это вещество синтезировал американский химик Джон Хаффман в 1995 году. Через 7 лет после публикации о результатах исследований в продаже в Европе и Америке появились курительные смеси под брендом Spice, которые быстро стали довольно популярны среди молодежи. Они продавались как легальный способ расслабиться, поднять настроение или зарядиться жизненной энергией.
Однако множество случаев отравлений, в том числе с летальным исходом, заставило подвергнуть спайс химическим исследованиям, и в итоге он попал под запрет во многих странах. Однако запрет на JWH–018 был лишь началом: производители спайса (считается, что делают его в Китае) приняли бой и стали создавать все новые и новые формулы курительных смесей. Едва новый номер JWH попадает в реестр запрещенных психотропных веществ, его место в ассортименте спайс–дилеров заменяют новые "рецептуры". При этом смеси, которые раз от разу становятся все дурнее и непредсказуемее, продаются как легальные. И многие этому верят.

Забавы молодых

В Россию спайс, по данным Госнаркоконтроля, пришел не так давно. Но сегодня он, по словам экспертов, всерьез конкурирует по популярности с героином и другими тяжелыми наркотиками.
"Не так давно министр здравоохранения отчиталась о снижении количества наркозависимых, — говорит глава фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман. — Проблема в том, что за последний год произошло радикальное замещение героина на иные виды наркотиков. Теперь лидирует JWH". По словам Ройзмана, реально продажи спайса в России начались еще в 2003 году: продавали возле школ и техникумов. "За это время подготовлен гигантский рынок, основные потребители которого — 1990 – 1999 года рождения". По информации фонда, в первую очередь спайс популярен среди молодежи, причем уже начиная с подросткового возраста. "Сначала смеси распространялись только через Интернет: заказы через "Скайп", "аську" или по телефону, доставка путем закладок, с оплатой через "Яндекс–деньги", Qiwi и т. д. Но в последнее время стали продавать и из рук в руки: в первую очередь в школах, начиная с 8 – 9–го классов", — рассказывает Сергей Лихоманов. При этом, отмечает он, так как продукт не из дешевых, от 1500 рублей за грамм, доступен он в основном детям состоятельных родителей. В ФСКН согласны с определением возраста спайсоманов: это старшеклассники и студенты. Но насчет ценового ценза возражают: спайс дешевле хорошего алкоголя.
Насколько распространен спайс среди молодежи, каковы реальные обороты этого рынка, в ФСКН затруднились ответить. "Теневой рынок всегда сложно оценить, — говорит представитель ФСКН. — Мы можем судить только по количеству изъятого "товара". Оптимисты могут сказать, что изымается каждый пятый грамм, пессимисты — что каждый двадцатый. Кто из них прав — судить сложно".

Длинные гудки

Простой эксперимент. Если ввести в Google "героин купить спб", то ничего не найдешь. Точнее, конечно же результатов будет много (342 тыс.), но это будут всего лишь статьи о том, как там–то сотрудниками Госнаркоконтроля изъято столько–то граммов. А если ввести "купить спайс спб", то результатов будет чуть меньше (325 тыс.), но почти все они полностью соответствуют смыслу запроса. "Спайс в Санкт–Петербурге. Сравнить цены"; "Твердые курительные миксы", "купить курительные смеси", "Курительные смеси и миксы, продажа в Петербурге"… Есть предложения оптовых партий по 5 кг — от 1,5 млн рублей. Часть ссылок блокируется провайдером в связи с попаданием ресурсов в черный список Роскомнадзора, но с помощью ряда доступных любому юзеру интернет–хитростей эти барьеры легко обходятся. Поднаторев на соответствующих форумах в использовании специальной лексики, я решил попробовать договориться о такой сделке. Это оказалось очень просто: кликаешь любую из понравившихся ссылок и звонишь.
— Алло, здрасте, а вы миксы по Питеру продаете?
— Да.
— А они у вас легальные?
— Какая разница, легальные или нет. Все равно по закладкам работаем.
— Ага. А что у вас имеется?
— Ну вы спрашивайте, что вам надо, а мы скажем, есть или нет.
— Ну, к примеру, даймонд (называю первое вспомнившееся название спайсовой смеси) есть?
— (понизив голос до еле слышного) Есть.
— А че стоит?
— Есть пакеты по 3 рубля и по 5 рублей. Соответственно 1 и 2 грамма.
— Рубли — это в смысле тысячи?
— А как платить?
— На "Билайн".
— Тупо кидать на этот номер?
— Нет, номер я продиктую. Записывайте. 968… Кидаете деньги, мне sms о переводе и номер, куда отзвониться. Закладка по Питеру в течение часа с момента оплаты. Мы отзваниваемся и объясняем, как забрать.

Бой с мельницей

По словам Сергея Лихоманова, правоохранительные органы в России с горем пополам научились бороться с распространителями спайса, но процесс идет туго: "ФСБ мониторит Интернет, отслеживает IP. ФСКН проводит операции, задерживая распространителей. Но пока нет закона, который говорит, что все аналоги спайса, все искусственные канабиоиды запрещены, борьба будет очень трудной и дорогостоящей".
Сегодня, чтобы признать новую формулу спайса запрещенной, необходима судебно–медицинская экспертиза, которую способен провести только один центр, расположенный в Перми. Одно исследование занимает от 2 недель до месяца и стоит 20 тыс. рублей.
С недавнего времени наркополицейские стали мониторить и почтовые посылки — в первую очередь из стран Юго–Восточной Азии, где спайс–дилеры закупают товар. За 3 года ФСКН было изъято более 2,5 млн почтовых отправлений.
Как сообщил представитель ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Степченко, полиция борьбой со спайсом практически не занимается.
"То, что сбывается сегодня курильщикам, в большинстве случаев не внесено в реестр запрещенных психотропных веществ, — пояснил он. — Так что полиция здесь не имеет никаких возможностей и даже задачи бороться с этим. PR вокруг этого много сейчас, ФСКН борется, кто–то громит притоны. Но полиция не вмешивается. Будет закон, в котором будет сказано, что все спайсы незаконны, — будем работать".
В пресс–службе ФСКН возражают: курительный табак запретить невозможно, а то, что в нем содержится синтетический канабиоид, доказать может только экспертиза. Так что, чтобы закон получился не мертворожденным, законотворцам придется изрядно попотеть. С другой стороны, говорит представитель управления ФСКН по Петербургу Андрей Панов, поправки к постановлению правительства РФ, добавляющие в реестр запрещенных препаратов новые формулы спайса, принимаются практически каждый месяц, так что расслабиться производителям легальных реагентов не дают.
"В первую очередь пробиваются IP–адреса, номера телефонов и электронные платежи, — рассказывает представитель ФСКН. — Через них наши сотрудники чаще всего выходят на продавцов. Но работа идет и по закладкам: ловим покупателя, затем у него узнаем, кому он звонил и отправлял деньги".
"Если бы на борьбу со спайсом были брошены такие силы, какие сегодня работают по оппозиционерам, у нас бы про эту дрянь уже забыли, — говорит Евгений Ройзман. — И "Скайп" прослушивается, и по "аське" люди вычисляются — было бы желание. А у нас спайс–дилеры сворачивают работу с одним веществом за 2 недели до принятия постановления о добавлении его в реестр запрещенных. Их информируют заинтересованные и осведомленные лица".

Умственная деградация

Пока силовики пытаются угнаться за постоянно меняющимися формулами, врачи давно уже не сомневаются, что этот легальный реагент не только вреден, но и смертельно опасен для организма.
Главный нарколог Петербурга Александр Сафронов сообщил dp.ru, что он опубликовал статью о воздействии искусственных канабиоидов на организм еще в 2007 году, когда в России про спайсы еще даже не слышали.
По словам врачей, больше всего от курения спайса страдают печень, половая и сердечно–сосудистая система и мозг.
"Спайс — это химия, попадая в кровь, она разносится по всему организму моментально, — говорит психиатр–нарколог Сергей Агеев. — При передозировке — остановка сердца, но, даже если повезет, гарантированы аритмия, повышенное давление, головные боли, тошнота. При долгом употреблении спайса у человека стираются моральные принципы, снижается до нуля, до полного безразличия к окружающей действительности, эмоциональный уровень. Наблюдаются умственная и психическая деградация".
Кроме того, как добавляет психиатр–нарколог Александр Патров, последствия курения спайса невозможно точно спрогнозировать: в первую очередь из–за постоянно меняющихся химических формул.
Правда, психолог–нарколог клиники Rehab Family Роман Прищенко уточнил, что, несмотря на меняющиеся формулы, основой спайса был и остается все тот же тетрагидрохарабинол, искусственный канабиод.
"Поэтому воздействие его всегда одно и то же — галлюциногенное. А вот серьезных клинических исследований последствий курения спайса пока в России действительно не было, так что прогнозировать, во что превратятся сегодняшние курильщики через 5 лет, невозможно. Пока мы можем говорить о том, что отмирание участков головного мозга приводит к потере чувствительности конечностей и серьезной умственной деградации".
На интернет–форумах спайсоманы любят делиться подробностями своих ощущений: "Если под кайфом возникнет хоть одна негативная мысль — спайс усилит ее в тысячу раз. Я так чуть кони не двинул, хотел уже в окошко прыгать. Хорошо, что догадался расслабиться и посмотреть на свои ладошки. Это меня успокоило, я сел в кресло, было худо, но уже не так страшно. Часа через два смотрения на ладошки меня отпустило".
"Под кайфом нарушается волевой и интеллектуальный контроль над эмоциями, — объясняет такую реакцию Роман Прищенко. — В результате спайсоману гораздо сложнее совладать с негативными ощущениями. Если его слегка напугать, его ужас будет всепоглощающим. Если ему сказать обидное слово, его обида будет смертельной и может вызвать деструктивное поведение".

Бороться и искать

Павел Астахов , детский омбудсмен, недавно начал бить тревогу: в России в последние годы резко выросло число детских суицидов. По их числу в 2012 году Россия вышла на первое место: по данным разных госорганов, за 3 года в стране свели счеты с жизнью от 1,5 до 2,5 тыс. детей и подростков. При этом неудавшихся попыток втрое больше, говорит детский омбудсмен.
Между тем Евгений Ройзман прямо связывает это мрачное лидерство России с распространением спайса.
"Во всем мире уже есть тесты на GWH. И только в России их нет до сих пор, — говорит Евгений Ройзман. — Поэтому у нас благостная статистика: спайсоманами забиты психушки — им ставят диагноз "шизофрения". Забиты морги — но смертей от передозировок практически нет, все либо суицид, либо несчастный случай. Тишь да гладь".