Новое руководство X5 Retail Group избавляется от старой команды

Глава Северо–Западного дивизиона Х5 Retail Group Сергей Лепкович, проработавший в сети "Пятерочка" более 13 лет и стоявший у истоков ее создания, и операционный директор "Пятерочек" Василий Понтаплев покидают компанию. Не исключено, что формальной причиной непродления контрактов могли стать плохие операционные показатели филиала.

Сергей Лепкович , проработавший в сети "Пятерочка" более 13 лет и стоявший у истоков ее создания, 8 февраля покидает X5 Retail Group. Почти одновременно с Лепковичем, 15 февраля, уходит и операционный директор формата дискаунтер (сеть "Пятерочка") на Северо–Западе Василий Понтаплев. Он проработал в компании более 8 лет. У обоих срок действия контракта заканчивается в феврале 2013 года.
Эксперты считают, что уход таких сильных топ–менеджеров из Х5, скорее всего, связан с избавлением нового руководства Х5 от старой команды, сформированной еще во времена Льва Хасиса, долгое время руководившего Х5.
Не исключено, что формальной причиной непродления контрактов могли стать плохие операционные показатели Северо–Западного дивизиона, хотя они характерны в целом для всей компании Х5, чьи магазины уже второй год подряд демонстрируют отток покупателей.

Год на размышление

Напомним, что обязанности главы X5 Retail Group с лета 2012 года исполняет Стефан Дюшарм. В апреле акционеры компании должны утвердить его в должности главного исполнительного директора. Дюшарм был номинирован на утверждение в середине января, а к концу месяца стало известно о целом ряде кадровых перестановок среди топ–менеджеров X5 Retail Group, включая Лепковича и Понтаплева.
Место Сергея Лепковича займет выходец из сети "Копейка" (Х5 купила ее в 2010 году) Иван Михайлов. Последние 2 года он возглавлял Центрально–Черноземный дивизион Х5. На смену Василию Понтаплеву придет Андрей Зубков, пришедший в Х5 в конце 2012 года из сети бытовой техники и электроники "Телемакс".

Задачи выполнены

Сергей Лепкович пришел в ООО "Агроторг" (оператор "Пятерочки") в сентябре 1998 года — в команду Андрея Рогачева, первый магазин был открыт в феврале 1999 года.
В общей сложности топ–менеджер проработал в компании более 12 лет, покидая ее с 2008 по 2011 год для работы в холдинге "Макромир" (принадлежал Андрею Рогачеву) в качестве антикризисного управленца. После его возвращения в Х5 в мае 2011 года по настоящее время филиалом было открыто более 120 "Пятерочек" на Северо–Западе. На 1 февраля 2013 года под управлением Северо–Западного дивизиона находилось 510 "Пятерочек", 35 "Перекрестков" и 17 "Каруселей".
Сергей Лепкович подтвердил "ДП" свой уход из компании, подчеркнув, что причина — истечение срока действия контракта. "Задачи, поставленные передо мной, полностью выполнены", — говорит Сергей Лепкович, имея в виду проведение административной реформы, в результате которой сеть "Пятерочка" стала полностью независимой от других форматов Х5. Кроме того, по словам топ–менеджера, за последние 2 года "Пятерочка", которая является ключевым форматом дивизиона, сильно укрепила свои позиции на Северо–Западе. Сеть вышла в Карелию, Вологду, а также нарастила свое присутствие в Псковской и Новгородской областях.
По словам Сергея Лепковича, план по показателю EBITDA (прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) в 2012 году филиал перевыполнил на 10%.
О новом месте работы Сергей Лепкович не сообщил. "Сидеть целый день на берегу с удочкой не для меня. Отдохну пару недель — и снова в бой", — говорит топ–менеджер. У Сергея Лепковича репутация сильного менеджера и талантливого управленца, поэтому без работы он долго не будет, считают участники рынка.

Хуже конкурентов

Последние 1,5–2 года Х5 теряет свои позиции на российском розничном рынке. Среди всех публичных ретейлеров компания показала самые слабые операционные результаты за 2012 год. По словам аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, за исключением Х5 операционные результаты всех ретейлеров за IV квартал и 2012 год оказались в целом позитивными и даже лучше ожиданий. Так, у "Магнита" продажи в формате гипермаркет выросли на 63%. "О'Кей" также смог добиться хороших показателей — и в отношении роста суммы среднего чека (+5,4%), и в отношении увеличения числа покупателей (+2%). "Учитывая, что более половины выручки "О'Кей" приходится на Петербург, вероятно, отчасти успех сети в IV квартале можно объяснить ослаблением позиций Х5", — считает Наталья Колупаева.
Для Х5 IV квартал 2012 года стал разочарованием: в дискаунтерах число покупателей снизилось на 5%, даже несмотря на все попытки компании удержать их с помощью промоакций. Причем немного улучшившееся положение дел в формате гипермаркет и супермаркет не меняет ситуации, так как дискаунтеры формируют более 60% чистых розничных продаж группы.

Карточки — не панацея

В Петербурге позиции Х5 сильно подкосили ограничения, наложенные на лидеров рынка антимонопольной службой: в 2010 году компаниям, чья доля превысила 25%, запретили открывать новые магазины. В отличие от конкурентов Х5 уже четвертый год подряд не может открывать новые объекты. И, хотя компания по–прежнему является в Петербурге лидером и по выручке, и по количеству объектов, ее доля сокращается, пока конкуренты продолжают развиваться. Так, по оценке InfoLine, доля X5 Retail Group в городе за 2011 год сократилась на 2,3% — до 24,7%.
"У Х5 идет отток покупателей, и руководство никак не может преломить эту ситуацию", — говорит аналитик БФА Кирилл Куриленко. Эксперт отмечает, что ранее "Пятерочка" выигрывала за счет удобного расположения точек, однако розничный рынок не стоит на месте, и сегодня у покупателя рядом с домом на выбор есть несколько сетевых продуктовых магазинов. Введение карточек "Любимый покупатель" не спасло ситуации — люди заходят купить товар по акции, но постоянными покупателями не становятся. По мнению аналитиков, "Пятерочка" проигрывает конкурентам из–за более узкого ассортимента — 3 тыс. позиций, в то время как, например, в "О'Кей–Экспрессе", который хоть и работает в формате супермаркет, но из–за удачного расположения в спальных районах составляет сильную конкуренцию "Пятерочкам", более 10 тыс. наименований.
Эксперты считают, что новым топ–менеджерам в Х5 в ближайшие полгода вряд ли удастся преломить ситуацию в лучшую сторону.
Я не заметил за последние 2 года каких–то принципиальных изменений в сетях Х5 Retail Group, и в частности в "Пятерочке", с которой наша "Народная семья" работает в одном формате. Особой конкуренции с их стороны мы не ощущаем, хоть наши магазины в некоторых местах стоят чуть ли не дверь в дверь. Что касается прихода новых топ–менеджеров, то с учетом того, что один из них вообще пришел с рынка электроники и бытовой техники, ему придется как минимум полгода разбираться в новом для него рынке. Изменения, конечно, будут, но в худшую или в лучшую сторону — покажет время. Что бы менеджеры в филиалах ни предпринимали, тут самый главный вопрос — готовы ли в головном офисе к качественным изменениям.
Олег Рыбаков
управляющий ТД "Интерторг"
Сергею Лепковичу сложно было работать в силу антимонопольных ограничений. Закон "О торговле" не позволяет проводить даже ротацию действующих магазинов там, где компания превысила 25%–ную долю рынка. Это значит, что Х5 не может закрыть "Пятерочку" в одном месте Петербурга и открыть новую в более привлекательном месте. Вряд ли ФАС снимет ограничения в 2013 году, так как, по данным Росстата, доля Х5 в Петербурге не сократилась (хотя, по нашим данным, она снизилась). Тут есть спорный момент в системе подсчета. Возможно, Сергей Лепкович дорого обходится Х5, а с учетом того, что ситуация в ближайший год вряд ли изменится в лучшую сторону для компании, руководство решило взять более дешевого топ–менеджера.
Иван Федяков
генеральный директор ИА InfoLine