Сложное время для отелей

Автор фото: Свистунова Валентина

Петербург приближается к среднему по Европе количеству номеров на тысячу жителей. А значит, срок окупаемости гостиничных проектов возрастает.

С учетом гостиниц экономкласса на 1 тыс. жителей города приходится около 6,8 номера. В Европе средний показатель составляет 7 номеров, но относительно комфортным уровнем считается 10–12 номеров на 1 тыс. жителей. Таким образом, Петербургу до полного насыщения рынка не хватает около 6 тыс. номеров, отмечают эксперты компании Maris|Part of the CBRE Affiliate Network. И все же средний показатель — не предел для города, обладающего таким туристическим потенциалом, как Петербург. "Учитывая данные мировой статистики по таким городам, как Прага, Лондон, Париж, по количеству номеров на душу населения, нам есть к чему стремиться, — отмечает генеральный менеджер гостиницы "Park Inn by Radisson Прибалтийская" Лидия Вишневска. — На пике сезона, который традиционно приходится на последнюю декаду июня, мест в отелях все же не хватает".

Отложенный спрос

За 9 месяцев 2012 года в городе открылась только одна гостиница — пятизвездочная Domina Prestige St. Petersburg Hotel на набережной реки Мойки.
Вновь перенесено открытие отелей Four Seasons на Вознесенском пр. и The Hermitage Hotel на ул. Правды, который ранее предполагалось запустить под брендом Swissotel. А гостиничный проект на пл. Островского превратился в офисный — здание планируют занять структуры "Газпрома". Таким образом, на сегодня в городе действует 69 современных отелей категории 3–5 звезд на 15477 номеров.
"Спад в развитии рынка, отмеченный после кризиса 2008–2009 годов, закончился, — считает генеральный директор ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс" Виктория Соболевская. — В течение последних 2 лет было завершено большое количество отложенных проектов, были начаты новые".
В IV квартале 2012 года — I квартале 2013 года ожидается открытие четырех гостиниц. К новым тенденциям развития рынка можно отнести рост числа проектов апартаментов. Среди них апартамент–отель на Московском пр. и проект компании "Стрёмберг" рядом с Парком 300–летия Петербурга.

Не так выгодно

Эксперты считают, что на текущий момент в Петербурге строится мало гостиниц из–за снижения доходности в гостиничном сегменте и роста конкуренции. "Ситуация такова, что отельеры не могут полностью полагаться только на июнь и экономический форум, только пятизвездочные отели могут в полной мере ощутить прибавку к средней цене на номер, — говорит главный менеджер гостиницы "Новотель Санкт–Петербург Центр" Эдгард Паули. — В году еще 11 месяцев кроме июня".
Фактически сроки окупаемости отелей сейчас больше, чем в других сегментах коммерческой недвижимости. "Время возврата инвестиций на может достигать 12, 15 и даже 20 лет для некоторых проектов, — считает Эдгард Паули. — Все эти годы отель должен иметь соответствующую загрузку и объем бизнеса".

Цены и люди

В январе–марте 2012 года заполняемость петербургских гостиниц составила около 40–50%, в апреле — 60–65%, в мае — 70–75%, в июне — более 90%, в июле–сентябре — 70–75%. По оценкам Maris|CBRE, в текущем году в среднем заполняемость выше по сравнению с предыдущим, что объясняется гибкостью отелей в ценовой политике. Эдгард Паули отмечает, что рынок позволяет гибко регулировать ценовую политику: во многих отелях плавающие цены и интересные предложения.
По его словам, во время низкого сезона четырехзвездочный отель в историческом центре стоит около 100 евро, что гораздо ниже, чем в Лондоне или Париже. "В зимнее время по цене трехзвездочного отеля можно разместиться в 5–звездочном", — соглашается Лидия Вишневска.
"В первом полугодии 2012 года гостиницам сегмента "люкс" единственным на рынке удалось увеличить доходность на номер", — рассказывает Виктория Соболевская. Так, сокращение среднего тарифа на 10% в гостиницах категории "люкс" привело к росту загрузки на 20% и увеличению доходности на номер на 10%.
Отельеры говорят, что цены диктует рынок и только в период Большой двадцатки, Экономического форума или белых ночей в городе спрос превышает предложение. В остальное время года, к сожалению, это не так.