Москвичам здесь есть место

Автор фото: Чевалков Сергей

Переезд московских компаний в Петербург или открытие здесь представительств федеральных компаний ставит перед рынком офисной недвижимости новые задачи.

Москвичи оказались не более привередливы в выборе помещений для размещения офиса, чем Петербуржцы, но своя специфика все же есть.

Классовые различия

Эксперты отмечают, что, как правило, среди московских компаний востребованы офисные помещения класса В+ и А, причем площадь офисных помещений должна составлять не менее 200 м2.
"Часто бывают заявки на один или несколько этажей в бизнес–центре", — отмечает менеджер департамента коммерческой недвижимости компании "Петербургская Недвижимость" Татьяна Яблокова.
На уровень объекта зачастую влияет причина переезда. "Стремящиеся к экономии компании остановятся на помещении не выше класса В, — комментирует Дмитрий Аристов, руководитель отдела офисной недвижимости ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, — тогда как активное освоение новой территории подразумевает выбор не менее качественного помещения, чем то, в котором компания работала в Москве".
В целом же петербургский рынок офисной недвижимости полностью удовлетворяет спрос московских компаний, несмотря на то что средний уровень вакансий здесь ниже, чем в столице. Так, в III квартале он составил 6,3%.

До Москвы далеко

По словам Татьяны Яблоковой, основное отличие московских компаний при поиске помещений под представительство — это время принятия решений. Если петербургские компании более гибки и мобильны, то москвичам на принятие решения требуется месяц и больше, так как руководство таких компаний находится в столице. Получается, что местные руководители сначала минимум 2 недели думают, подходят ли им офисные помещения, а затем еще больше времени требуется на то, чтобы сделку одобрили в Москве.

Ближний свет

Несмотря на то что автомобильная ситуация в Петербурге менее напряженная, чем в Москве, транспортная доступность — одно из основных требований. "На этот фактор московские компании обращают даже больше внимания, чем петербургские", — отмечает Дмитрий Аристов.
Также важными требованиями являются наличие достаточно числа парковочных мест, видовые характеристики, предварительный расчет всех платежей. Остальные требования в целом схожи с петербургскими компаниями.

Опыт "Газпром нефти"

Большинство компаний, открывающих офисы в Петербурге, выбирают аренду. Тем не менее часть крупных российских и зарубежных игроков предпочитают строительство.
По данным ASTERA, доля проектов built–to–suit, заказчиками в которых выступили московские компании, в Петербурге не превышает 10%. Среди них "Транснефть", "ЛУКОЙЛ" и т.п. "Безусловно, в Москве таких проектов гораздо больше, за счет активного присутствия зарубежных компаний", — отмечает Дмитрий Аристов.
Самым масштабным офисным проектом должен был стать проект "Газпрома" на Охте. Теперь проект перенесен в Лахту. До завершения строительства многочисленные дочерние предприятия концерна вынуждены искать варианты размещения в существующих бизнес–центрах города. Например, ОАО "Газпром нефть" аредует комплекс зданий в деловом комплексе Quattro Corti на Почтамтской ул. Компания занимает чуть более 10 тыс. м2.
"Класс этого офиса значительно выше, чем у московского, при этом ставка аренды примерно одинакова", — отмечают в "Газпром нефти".
По словам директора по корпоративным коммуникациям Александра Дыбаля, при всех плюсах офиса у него есть минусы. Во–первых, он мал для компании. Во–вторых, минусом является и расположение в историческом центре, который и без того перегружен и инфраструктурно не готов к размещению офисов действительно крупных компаний.