Хорошо продуманная концепция

Автор фото: Евгений Асмолов

Многие новые торговые центры привязаны к станциям метро, где самый большой поток потенциальных покупателей. Тем не менее даже при таком выгодном положении в условиях конкуренции для успеха все больше становится важна грамотная концепция объекта.

Сейчас Петербург опережает Москву по обеспеченности населения торговыми площадями: там этот показатель составляет всего лишь 690 м2 на 1 тыс. жителей, тогда как в Северной столице — более 950 м2. Тем не менее специалисты в области торговой недвижимости отмечают дефицит качественных площадей. По словам Светланы Чернышевой, руководителя отдела проектного брокериджа ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, спрос превышает объем ликвидного предложения. В торговых комплексах наиболее востребованы форматы 50–150 м2, 150–250 м2 и 350–500 м2, возрос интерес арендаторов к площадям 1–2 тыс. м2.

Расслоение

На рынке качественной торговой недвижимости существует та же тенденция, как и в сегменте строящегося жилья: растет расслоение рынка.
"Сейчас арендные ставки в торговых комплексах стабилизировались по сравнению с прошлым годом, — рассказывает Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости "S.A. Ricci — Санкт–Петербург". — Но на помещения в успешных торговых комплексах ставки аренды могут быть ближе к максимальному показателю диапазона, в то же время в неудачно расположенных комплексах, а также в объектах с устаревающей концепцией ставки могут быть ниже среднего показателя по рынку. Этот факт подтверждает наметившуюся тенденцию к постепенному расслоению рынка торговых центров на успешные и устаревающие объекты. В наиболее успешных проектах существует лист ожидания, и собственники могут повышать ставки, а морально устаревшие комплексы вынуждены заключать договоры на условиях арендатора. Появление в зоне охвата более современных и более крупных объектов заставляет собственников искать новые ниши и всерьез задумываться о реконцепции".

Востребованность

Есть ряд локаций, где существует недостаток качественных комплексов или, наоборот, очень высока конкуренция и ситуация близка к переизбытку торговой недвижимости. Светлана Чернышева уверена, что дефицит качественных торговых помещений характерен для южных районов Петербурга, в особенности это касается Ленинского пр. и пр. Ветеранов. В связи с этим можно предсказать успех качественных объектов, которые появятся в этой локации. "Нет сомнений в востребованности ТРК "Жемчужная Плаза" (площадь — 86 тыс. м2), который возводится на территории квартала "Балтийская жемчужина", — говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга GVA Sawyer. — Но в этом районе остаются нерешенными транспортные проблемы. Не сомневаюсь в успехе проектов компании "Адамант", расположенных у станций метро. Так, недавно был открыт ТРК "Международный" (46400 м2) у одноименной станции метро".

Возможности

Безусловно, станция метро по соседству — это основа успеха подобных объектов. Но продуманная концепция — очень важный фактор для дальнейшей жизнеспособности торгового объекта в условиях конкуренции. Ведь если в один период некоторые девелоперы получали лучшие места в городе для размещения своих объектов, то в другое время в отсутствии таких возможностей открытие новых центров и их дальнейшая успешная работа для данных участников рынка могут стать проблемой.
По словам Романа Евстратова, покупательский спрос на одежду, обувь, аксессуары постепенно смещается в сторону крупных центров с большой торговой галереей. Объекты общей площадью менее 40 тыс. м2 перестают быть fashion–destination и становятся в большей степени местом, где покупают товары повседневного спроса и проводят досуг. Постепенно в таких объектах будет увеличиваться доля развлечений, общепита, образовательных, бытовых и прочих услуг.