Ударная семилетка

Петербургское машиностроение превращается в локомотив региональной экономики.

Представители петербургской тяжелой промышленности уверены, что кризис им в ближайшие годы не грозит, загрузка мощностей будет только нарастать благодаря заказам государства и нефтяных компаний. Правда, планы стратегических заказчиков петербургских машиностроителей рассчитаны лишь до 2020 года, а о дальнейших перспективах пока ясного представления нет.
Ясно лишь, что в ближайшие 7 лет именно машиностроение станет основным двигателем петербургского экономического роста.
Согласно данным "Петростата" , опубликованным на минувшей неделе, городская промышленность в 2012 году выросла всего на 4,3%, что существенно меньше темпов прироста 2011 года — 13,8%. Причем обрабатывающие производства демонстрировали самые скромные результаты. Тем не менее ключевые контракты, которые через год–два окажут влияние на значение индекса промышленного производства, предприятия заключают именно сейчас.
Длительный производственный цикл — главная особенность машиностроительной отрасли. Только после сдачи изделия заказчику выручка предприятия отражается в бухгалтерской отчетности, прибыль компании возрастает и данные попадают в статистику.

На страже Родины

Если прежде рост промышленного производства в городе и области обеспечивали в основном предприятия иностранных автопроизводителей, то с 2012 года статус локомотива местной промышленности стали приобретать предприятия ВПК. Всего в Петербурге более 300 таких предприятий, и подавляющее большинство из них загружены государственными заказами на 100% и запланировали модернизацию производства.
Самые крупные заказы достались судостроителям — Адмиралтейские верфи строят для российского флота дизельные субмарины, Северная верфь в ближайшие 7 лет будет работать над оснащением военных надводными кораблями.
Совокупный портфель заказов этих предприятий на ближайшие годы превышает 500 млрд рублей.

Для гражданских нужд

С 2012 года в портфелях судостроителей стали появляться и крупные заказы на строительство гражданских судов. Так, летом 2012 года Росатом заключил контракт с Балтийским заводом на строительство самого мощного в России атомного ледокола 60 МВт стоимостью 37 млрд рублей. В 2013 году состоится конкурс на строительство еще двух атомоходов этого проекта, но по более высокой цене — 42 млрд и 44 млрд рублей. Эксперты рынка предсказывают, что, скорее всего, конкурс снова выиграет Балтийский завод, конкуренцию ему может составить лишь ПО "Севмаш", но оно полностью загружено изготовлением атомных стратегические субмарин и ракетоносцев. Если Балтийский завод опять станет единственным участником конкурса и победит, то его портфель заказов возрастет втрое, до 150 млрд рублей.

Особая каста

Крупные военные и гражданские заказы, которые получили петербургские предприятия, назначенные головными исполнителями контрактов, позволят загрузить десятки предприятий–смежников, расположенных в Петербурге и за его пределами.
В 2012 году военным промышленникам наконец–то удалось решить проблему несвоевременных расчетов за выполненные работы. Напомним, в 2011 году из–за того, что Минобороны несвоевременно перечисляло средства головным исполнителям, проблемы возникали у всех участников производственной цепочки.

Новые станки

Размещая на петербургских предприятиях крупные заказы, государство не скупится на модернизацию производства. В частности, 4 млрд рублей получат из федерального бюджета Адмиралтейские верфи на закупку нового оборудования. Двухмиллиардную инвестпрограмму реализует Завод им. Калинина - он планирует переезд на новую производственную площадку. Переносит мощности в новые современные цеха производитель авиадвигателей - петербургское ОАО "Климов". Аналогичный проект реализует Обуховский завод.
На заводе Калинина после модернизации планируется наладить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции. Руководство предприятия планирует заключить контракт с фирмой Sony и наладить выпуск ее продукции на новых мощностях завода.

Деньги нефтяников и аграриев

Большие заказы местным промышленникам сулит развитие нефтегазовой отрасли. Еще в 2011 году правительство РФ приняло программу по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.
В соответствии с программой, действие которой рассчитано до 2020 года, нефтяникам предстоит реконструировать и построить более 120 установок по вторичной переработке нефти.
По оценкам экспертов, до 2015 года нефтяники инвестируют в обновление производственных фондов около 1 трлн рублей. На значительную часть нефтяных денег претендуют Ижорские заводы, входящие в группу ОАО "Объединенные машиностроительные заводы".
Так сложилось, что Ижорские заводы - это единственное предприятие в стране, способное изготовить необходимое оборудование по лицензиям Chevron и Axens. На предприятии отмечают, что еще совсем недавно 80% заказов предприятия составляли изделия для атомной промышленности, а теперь Ижорские заводы работают над оборудованием преимущественно для нефтяной промышленности.
Петербургские промышленники видят прекрасные перспективы заработать в этом году не только на нефтяниках, но и на снабжении предприятий аграрного сектора.
На Кировском заводе отмечают, что цены на зерно сейчас достигли максимума, а это дает основания полагать, что сельхозпроизводители будут обновлять технику и покупать трактора петербургского завода.

Двигатель прогресса

Подъем местных промышленных предприятий важен для городской экономики тем, что, в отличие от сборочных производств зарубежных автоконцернов, отечественные предприятия дают более заметный прирост добавленной стоимости в экономике.
Они не везут комплектующие (например, кузовные детали для автомобилей или двигатели из-за границы), а заказывают металл, необходимые узлы и агрегаты у российских компаний.
Уже сегодня заводы, получая контракты, начинают закупать сырье, комплектующие, нанимают и обучают новых сотрудников.
Конкуренция среди промышленников за рабочие руки стимулирует рост зарплат в отрасли. В свою очередь увеличение доходов населения неминуемо скажется на развитии других сегментов городской экономики - будет способствовать росту потребительского спроса, поступления налога на доходы физических лиц. Доля НДФЛ в совокупных доходах бюджета за 2012 год уже возросла до 36% против 28% в 2011 году во многом благодаря росту занятости на производстве.
В последние несколько лет консолидированная выручка нашего холдинга увеличивается на 20% ежегодно, полагаю, что и по итогам 2013 года она вырастет не меньше. По сельскохозяйственному направлению бизнес у нас идет неплохо, деньги у клиентов есть, и они будут закупать новую технику. Хорошую динамику демонстрирует военный сектор, думаю, что здесь итоги 2013 года превзойдут уровень 2012 года. А вот что касается металлургического направления, то ниже падать уже некуда.
Георгий Семененко
генеральный директор Кировского завода
Важнейшее событие 2013 года для Балтзавода — конкурс Росатома на два атомных ледокола ЛК–60. Если мы выиграем этот конкурс — а все шансы у нас для этого есть, так как для нас эти ледоколы будут уже серийными, — то в ближайшие несколько лет завод будет полностью загружен, портфель заказов вырастет до 150 млрдрублей. Главными направлениями инвестпрограммы станет модернизация мощностей под строительство ЛК–25 и ЛК–60, а также ремонт основных фондов завода.
Александр Вознесенский
Генеральный Директор "Балтийский завод — Судостроение"
2013 год ставит перед заводом сложнейшие задачи по обеспечению накопленного за предыдущие годы спроса со стороны Минобороны РФ. Требуется более 200 дополнительных специалистов по рабочим специальностям. Планируемый объем реализации по итогам года превысит 2,5 млрд рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2012 года. Важно учитывать, что в выручке нашего завода доля добавленной стоимости около 50%, мы многократно, до 430 млн рублей, увеличили объем финансирования НИОКР.
Павел Плавник
председатель совета директоров ОАО "Звезда"
Важным событием 2013 года для предприятий оборонно-промышленного комплекса станет вступивший в силу закон "О государственном оборонном заказе". Очень важно, что новый закон расширяет возможности определения цен. Помимо традиционной модели ценообразования по принципу фиксированной цены (как в 94-ФЗ) в законе предусмотрены иные способы определения контрактных цен - по принципу возмещения издержек или определения ориентировочной цены.
Владимир Дорофеев
генеральный директор ОАО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"