31 января 2013, 05:17|Елена Домброва, Амера Карлос |Все статьи автора

Город для супермаркетов

Из–за нехватки помещений в Петербурге ретейлеры вынуждены осваивать новые форматы и другие регионы. Законодательство, Новости, Новости СПб, Торговля

Оборот розничной торговли в Петербурге в прошлом году увеличился на 8,1%, до 843,9 млрд рублей, подсчитал "Петростат". В 2013–м новые игроки собираются активно расширяться. Старожилы рынка приоритет отдают развитию в регионах.

Смелые новички

Большинство ретейлеров, обнародуя планы развития сетей, делают оговорку — "при наличии подходящих помещений". Компании заявили столько сетевых проектов, что конкуренция за площади, подходящие под формат магазина у дома, достигла своего пика. Например, крупнейший российский производитель свинины — агропромышленный холдинг "Мираторг" в этом году хочет открыть 40 магазинов. Торговое подразделение компании вышло на рынок Петербурга в прошлом году и осваивает формат супермаркета. В 2 раза больше магазинов планирует запустить сеть "Верный" Андрея Рогачева (основатель "Пятерочки" и "Карусели"). Ретейлер развивается в формате супермаркета и дискаунтера.

Несмотря на обилие новых проектов, сегмент супермаркетов остается наименее насыщенным. "Место для развития еще есть. "Лэнд" в этом году намерен открыть четыре супермаркета, из них три уже в процессе реализации", — говорит гендиректор сети "Лэнд" Илья Штром. Усилению конкуренции в своем формате он даже рад, хотя немногие из заявленных конкурентами планов развития считает реалистичными.

Россия, Санкт-Петербург. Открытие Елисеевского магазина.
                        (Фото: Trend/ Алексей Серов)
                      Россия, Санкт-Петербург. Продуктовый магазин.
                        (Фото: Trend/ Сергей Коньков)
                      Россия, Санкт-Петербург. Универсам "Люндик".
                        (Фото: Trend/ Андрей Федоров)
                      Россия, Санкт-Петербург. Магазин пешеходной доступности (ул. Будапештская, 104).
                        (Фото: Trend/Андрей Федоров)
                      Магазин Пятерочка на набережной канала Грибоедова 122
                        (Фото: Яндолин Роман)

Борьба за послабления

Остальные ретейлеры, говоря о развитии, смотрят на другие города. ООО "ТД "Интерторг" ("Народная 7я семья", "Идея", SPAR по франшизе), например, приоритет делает на развитии в Москве, Мурманске и Карелии. В 2012 году ретейлер открыл 95 магазинов и в этом году темпы развития не снизит. "По итогам 2012 года мы выросли на 46%, до 33 млрд рублей, в этом году рост оборота должен составить 30–50%", — говорит Олег Рыбаков, управляющий сетью.

"Мы зависим от помещений, но планируем открыть не менее 50 магазинов ("Полушка" и "Лайм")", — подчеркивает президент холдинга "Продовольственная биржа" Дмитрий Степанов.

Компания Х5 официально планы не раскрывает, но, по данным "ДП", в этом году планирует открыть более 60 магазинов. В прошлом году ретейлер запустил 90 торговых точек. Сеть "Дикси" тоже продолжит развитие, но планов в отношении конкретных регионов не раскрывает. Всего по России появится 400 дискаунтеров федеральной сети, инвестиции составят 13–15 млрд рублей. У сети "О’Кей" (18 гипермаркетов и 18 супермаркетов в Петербурге) в прошлом году появился один гипермаркет на Таллинском шоссе. "В 2013–2014 годах откроем еще один – два объекта в Петербурге", — сообщили в пресс–службе компании, уточнив, что объем вложений в один гипермаркет составляет 1–1,2 млрд рублей.

X5 идет на поправку

В 2012 году российские ретейлеры вели работу по изменению налогового законодательства. Они настаивают на принятии поправок к Налоговому кодексу, которые позволили бы не платить налоги на товар, который был украден из магазина.

Кроме того, представители сетевой розницы требуют упростить порядок приема на работу трудовых мигрантов.

Хотя ни одна из этих инициатив не дошла до завершения, наметилась положительная динамика в отношениях между отраслью и властью, радуются ретейлеры.

В этом году стимул для развития в Петербурге может получить компания Х5. Согласно существующему закону о торговле ретейлеры не имеют права развиваться в тех регионах, где их доля рынка равна или превышает 25%. Х5 в Петербурге попала в эту категорию.

В середине декабря первый вице–премьер Игорь Шувалов предложил разрешить торговым сетям занимать и больше 25% локального рынка — если они строят новые магазины или переоборудуют непрофильные помещения. Поправки к закону о торговле, скорее всего, будут рассмотрены на весенней сессии, и в случае вступления их в силу в городе опять будут открываться новые "Пятерочки", "Перекрестки" и "Карусели".

Впрочем, вместо послабления ретейлеры рискуют столкнуться с ужесточением норм. "Влияние на власть есть и у аграрного лобби", — говорит Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine.

Кроме того, он обращает внимание на тот факт, что, даже получив послабление, Х5 вряд ли сильно улучшит позиции.

"Наиболее перспективный формат сейчас — супермаркеты, а вот условия для развития в формате магазина у дома, традиционно сильного звена у Х5, не лучшие: конкуренция очень высока", — говорит Иван Федяков.

Петербургский рынок торговли насыщен ретейлерами — как федеральными, так и местными. Конкуренция очень высокая. По количеству торговых площадей Петербург лидирует среди российских городов–миллионников. Однако важно отметить, что от показателей европейских городов он по–прежнему значительно отстает. Поэтому я уверен, что ретейлерам еще есть куда развиваться. В прошлом году мы открыли один гипермаркет, и, безусловно, "Ашан" продолжит дальнейшее развитие в Северо–Западной регионе. Но о конкретных планах говорить пока рано.

Ришар Деннеленрегиональный директор "АШАН Россия" (направления Северо–Запад, Урал и Сибирь)

В Петербурге первый супермаркет "Азбука вкуса" мы открыли в декабре 2012 года, в этом году планируем запустить еще несколько. Два магазина откроются в первой половине года. Инвестиции в каждый объект составят около $4 млн. Рынок Петербурга очень конкурентный, особенно в сегменте гипермаркетов и дискаунтеров. Тем не менее у вас ощущается дефицит магазинов нашего формата. Безусловно, на рынке есть игроки, которые так или иначе с нами могут конкурировать, однако в текущих условиях ниша, в которой мы развиваемся, далека от заполнения.

Андрей Голубковпредставитель сети "Азбука вкуса"

Короткий адрес материала: http://www.dp.ru/10220h/
Поделиться
Главные новости дня
{{commentCtrl.getHeader()}}
Войдите, чтобы оставить комментарий
Комментарии:

  • To:

 
Rambler's Top100 Индекс Цитирования