Инвесторы на паузе

Автор фото: Global Look Press

Лизинговые компании с иностранными собственниками стабильно занимают свою нишу последние два года.

В 2010 г. и 2011 г. доля лизинговых компаний с участием иностранного капитала по объему новых сделок была достаточно стабильна и составляла, по оценке руководителя направления оценки бизнеса "Нексиа Пачоли Консалтинг" Марины Скворцовой, около 13%.

Кто стоит за инвестором

"Иностранный капитал" важен не как инвестиции с условной принадлежностью к иностранной юрисдикции, как это часто презентуют в России, - говорит Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании "Европлан". - Важно то, какой институт стоит за этими инвестициями". По его словам, стратегическими иностранными инвесторами в российский лизинг выступают иностранные банки и зарубежные автопроизводители. Они задают высокий стандарт ведения лизингового бизнеса, привлекают рыночное финансирование.
Государственные лизинговые компании пока не в состоянии эффективно работать в рыночных сегментах лизинга, считает Александр Михайлов. Они нужны в тех сегментах, куа тяжелее идет частный капитал.
То же самое можно отметить о непрофильных лизинговых бизнесах поставщиков в условиях, когда им не хватает денег на собственное развитие и персонал.
А российских частных лизинговых компаний как раз мало из-за того, что этому бизнесу не дают развиваться государственные игроки.
"Среди продуктов, которые предлагают иностранные компании, можно выделить: операционный лизинг с оказанием полного спектра услуг (техобслуживание, ремонт, техпомощь на дорогах, замена шин, топливные программы)", - перечисляет руководителя отдела маркетинга ГК "Балтийский лизинг" Евгения Колесова. Для сравнения, в России в операционном лизинге находится около 1% от корпоративного автопарка, а в Европе в среднем 28%.

Не торопятся в Россию

Сегодня зарубежный финансовый сектор испытывает трудности, поэтому новых игроков на рынке лизинга можно пересчитать по пальцам, замечает Александр Михайлов.
Активизировались азиатские инвесторы, так как видят фундаментальную ненасыщенность лизингового рынка. Следует ожидать определенной активности зарубежных лизинговых компаний, аффилированных с поставщиками иностранной техники, полагает он.
В 2011 г. было анонсировано о сделке концерна Siemens AG, который намеревался купить 100% пакета акций ЗАО "ДельтаЛизинг", а годом ранее стало известно о сделке ОАО "Вектор-Лизинг" (универсальая лизинговая компния со 100%-ным западным капиталом, работающая на российском рынке), которое приобретало ОАО "Номос-Лизинг".
В целом участники лизингового рынка ожидают прироста портфелей по итогам года в 30%.