Предприниматели зарабатывают на виртуальных турах

Идею своего бизнеса Антон Казанцев (22 года) нашел в американской книжке для чайников "Как стать агентом по недвижимости". Продукт, который он создает вместе с партнером Ильей Никишиным (23 года), существует за рубежом уже около 10 лет, но в России предприниматели все еще чувствуют себя первопроходцами.

Антон Казанцев и Илья Никишин, соучредители компании "Студия+1", познакомились, будучи студентами Горного университета. Идею для своего бизнеса Антон прочитал в книжке, когда решил устроиться на работу агентом по недвижимости.
"Там упоминалось, что для увеличения продаж агенты в Америке создают виртуальные туры по той недвижимости, которую они продают клиентам", — вспоминает он. Это было в октябре 2011 года, на следующий день молодой человек позвонил другу–фотографу и попросил отснять для него комнату, в которой он находился в то время. Вечером того же дня у ребят уже был готов прототип продукта.
"Я изначально понял, что могу сделать лучше, чем у многих, а через год — лучше, чем у всех", — говорит Антон и отмечает, что долгое время до этого увлекался дизайном.
Для начала своего дела кроме фотоаппарата молодым предпринимателям не нужно было практически никаких вложений. Одним из первых проектов был виртуальный тур по галерее "Чердак художника". Работа на 1,5 месяца принесла 30 тыс. рублей.
С первых заказов молодые люди купили объектив "рыбий глаз" и другое необходимое оборудование, потратив 39 тыс. рублей. До этого технику приходилось брать в аренду.
Вначале Антону пришлось научиться фотографировать самому. "Это был очень плохой шаг с точки зрения бизнеса, — признается он. — Я перестал заниматься поиском клиентов и развитием дела".

Пустой рынок

Первый крупный заказ — на 70 тыс. рублей от пиццерии Ollis — появился у компании в октябре 2012 года, спустя год после основания.
Сейчас прибыль "Студии+1" в среднем составляет 60 тыс. рублей (около трех заказов в месяц). Через 2 месяца прибыль за месяц может достигнуть 150 тыс. рублей.
"Года через три в России, наверное, сформируется рынок виртуальных туров, — говорит Антон. — Но пока клиент о продукте не знает. Рынок настолько пуст, что мы с конкурентами ни разу не пересекались".
Целевая аудитория — любой бизнес, для успеха которого важен интерьер: рестораны, гостиницы, театры, фитнес–центры, недвижимость.
Среди клиентов компании — "Фитнес Хаус", агентство недвижимости "Адвекс", ресторан "Бобры и утки" в Москве, Театр музыкальной комедии.
"Мы начали сотрудничать со "Студией+1" по ресторану FishHouse, — рассказывает Леонид Гарбар, совладелец ресторанной группы "Свои в городе". — Результат хороший, скоро виртуальный тур будет размещен на сайте. У меня были предложения и от других компаний, где цены были ниже. Некоторые вообще были бесплатными, но продукт, который мне предлагали, был менее интересным по исполнению, например, не было техники гироскопа". Гироскоп, который позволяет путешествовать по ресторану и смотреть через iPad и iPhone в любую точку помещения, в том числе на пол и потолок так, как если бы это было вживую, является конкурентным преимуществом "Студии+1", отмечает ресторатор.

Прорыв технологий

На петербургском рынке можно выделить компании Virtual One, 3D.RESTee.ru и 3D Panorama, за рубежом — VisualTour (США), TourVista (Англия), 360Virtual Tours (Англия).
По словам Бориса Дроздовского, коммерческого директора компании 3D.RESTee.ru, эта услуга стала особо востребована на российском рынке примерно 2 года назад, когда виртуальный тур перестал быть тяжеловесным продуктом для Интернета. Одновременно благодаря развитию технологий увеличилась рентабельность этого бизнеса: сократилось время изготовления продукта и улучшилось качество.
"Так, мы наблюдаем около 30–40% прироста в обороте каждый год, при этом стоимость работ снижается", — говорит Борис Дроздовский.