Лизинг взяли в оборот

Автор фото: Меерсон Александр

Производители дорожно-строительной техники продвигают на петербургском рынке собственные лизинговые программы. Финансовая аренда обеспечивает им половину продаж.

Дальнейшее развитие рынка дорожно-строительной техники эксперты в основном связывают с программами по строительству дорог в СПб и области.
Самой востребованной является техника иностранных производителей: JCB, Komatsu, Liebherr, Volvo, Wirtgen и др. Участники рынка отмечают, что каждая вторая дорожно-строительная техника сегодня приобретается в лизинг. "Бурный рост рынка лизинга спецтехники пришелся на 2000-2004 гг. В последние годы этот рост остановился, - говорит Василь Ужаев, представитель ООО "Комацу СНГ" в Северо-Западном регионе России. - Естественно, в денежном выражении объем лизингового финансирования следует за ежемесячными продажами и рынком спецтехники, то есть может повышаться и понижаться. Но вот доля "лизинговых" машин постоянна и составляет в среднем половину продаж".
По словам Александра Шмакова, директора по продажам в Северо-Западном регионе ООО "Ферронордик Машины" (официальный дилер Volvo Construction Equipment), в годы кризиса лизинг не был востребован среди клиентов его компании, однако последние 2 года доля сделок по этой схеме растет. В настоящее время доля продаж дорожно-строительной техники Volvo в лизинг также достигает порядка 50%.
Большая часть техники производителя Liebherr продается с финансовой поддержкой, в том числе посредством лизинговых сделок. "Мы наблюдали нежелание клиентов сотрудничать с лизинговыми компаниями в 2010-2011 гг. как реакцию на кризисные события. Но сейчас ситуация выпрямляется", - поясняет Юлия Шевченко, и.о. руководителя филиала ООО "Либхерр-Русланд" в СПб.

Лизинг без переплаты

По словам руководителя кредитного отдела лизинговой компании "СЛК" Антона Малышева, у лизингополучателей наибольшим спросом пользуются различного типа самосвалы (на них приходится до 50% сделок), в равной степени популярны катки, грейдеры, асфальтоукладчики.
В петербургском филиале компании "Европлан" самой востребованной техникой в текущем году стали неэлектрические вилочные, фронтальные, ковшовые и прочие, в основном японские, погрузчики (Caterpilar, Mitsubishi, LG и Yale). "Требования к лизингополучателям аналогичны требованиям, предъявляемым к компаниям, приобретающим легковые автомобили. Ставки также идентичны. Авансы от 10%, срок до 4 лет, удорожание от 0%", - рассказывает Дмитрий Белодед, директор филиала компании "Европлан" в Петербурге.
"Сумма удорожания равна нулю в тех случаях, когда конкретный производитель или поставщик предмета лизинга дает скидку при покупке этого объекта в размере, равном удорожанию этого объекта при его покупке по полной стоимости в данной лизинговой компании", - объясняет Олег Ильин, руководитель компании "Центр Мотор Трак".
Минимальное удорожание предлагается в рамках совместных программ поставщиков техники и лизинговых компаний. Так, в "Европлан" нулевое удорожание по специальной акции доступно на модели Rocla и CAT. Кроме того, компания финансирует приобретение техники марки Fuso (1% удорожание) и предлагает специальные условия на технику Heli, Wecan, Warun.

В свои руки

Однако все больше производителей стимулируют спрос на свою технику с помощью собственных лизинговых программ: "JCB-Финанс", Volvo Finance, "Скания Лизинг" и др. "Мы предлагаем как свои собственные финансовые решения - через программы Volvo Finance, так и совместно с партнерами, например Сбербанком. Для техники в разной ценовой категории предлагаются разные условия. Срок лизинга может варьироваться от года до 3 лет. Процент удорожания зависит от срока лизинга, аванс может составлять от 10%", - говорит Александр Шмаков.
С 2010 года лизинг техники Komatsu на эксклюзивной основе начала осуществлять компания ООО "БОТ Лизинг (Евразия)", являющаяся 100%-ной дочерней компанией японской BOT Lease Co.Ltd. По словам Василя Ужаева, компания плотно сотрудничает с поставщиками Komatsu, в результате из сделки полностью исключен этап согласования "лизингодатель - продавец", что делает срок рассмотрения лизинговой заявки минимальным.
За 2 года работы по направлению техники Komatsu в России "БОТ Лизинг" демонстрирует хорошие результаты работы: если в 2011 г. объем сделок составил 1,8 млрд рублей, то прогноз на 2012 г. - 2,4 млрд рублей (рост 33%). "БОТ Лизинг", несомненно, перетянет на себя часть лизинговых сделок по технике Komatsu. Предоставление услуг лизинга - это продукт, и на рынке такого продукта компания имеет хорошие перспективы", - ожидает Василь Ужаев.
Тенденцию перетягивания клиентов в аффилированные лизинговые компании поставщиков такой техники отмечают и в "Европлане".
Пока же на этом рынке сильны позиции у более 10 преимущественно частных лизинговых компаний. По словам Олега Ильина, как и на других лизинговых направлениях, наиболее активными игроками в сегменте дорожно-строительной техники являются три петербургские компании: "Балтийский лизинг", входящая вместе с Промышленно-строительным банком в банкирский дом "Санкт-Петербург", компания "Глобус-лизинг", финансируемая Сбербанком, и компания "Интерлизинг", принадлежащая Международному банку Санкт-Петербурга.