Яна Клементовичус: При желании все возможно

Автор фото: Грин Евгений

Директор Высшей экономической школы СПбГУЭФ Яна Клементовичус о том, почему российским бизнес–школам не попасть в мировые рейтинги, о последствиях отмены дипломов гособразца, об объединении бизнес–школ ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа и о том, как удалось всего после года работы в должности руководителя ВЭШ заполучить в клиенты руководителей "Газпрома".

Яна, год назад вы возглавили Высшую экономическую школу . К моменту, когда вы заняли это кресло, школа стала сдавать свои позиции, исчезла из информационного поля. А сегодня среди слушателей ВЭШ значится "Газпром" . Насколько жестко пришлось действовать, чтобы вернуть позиции?
- Обращу ваше внимание на то, что я попала в ВЭШ спустя 3 года после 2008 г. Тот кризис серьезно повлиял на рынок бизнес–образования. Все школы попали в сложное положение. Это была общая проблема: предприятия долго выходили из кризиса, сокращались корпоративные бюджеты на обучение персонала, и потому тогда было важно просто выжить. И надо отдать должное прежнему руководству ВЭШ: школа не потеряла своих позиций. Были сохранены все так называемые длинные программы переподготовки. Может быть, они экономически не были интересны для университета, но они выполнялись, приходили слушатели, и преподаватели работали на высоком уровне. В чем я могу с вами согласиться, так это в том, что ВЭШ выпала из информационного поля. И потому те наработки, которые были у нее, остались в тени.
Сегодня кое–что удалось исправить. Но пока не все. Почти год ушел на понимание механизма работы школы, привычек, которые сложились в ней, потому что это люди, многие из которых до моего прихода проработали в ней почти 20 лет. Надо было найти общий язык. Точно удалось перестроить отношения школы и университета, интегрировать ВЭШ в ФИНЭК. Сегодня преподаватели университета активно сотрудничают с ВЭШ. Конечно, мы обращаемся к преподавателям извне, которых очень ценим, но, если есть свой, отдаем предпочтение ему.
Мы стали внимательнее относиться к запросам рынка и, проведя бенчмаркинг, поменяли структуру предложения, уделяем особое внимание программам, в которых ФИНЭК всегда был силен, - это финансы. И вот результат: если в 2011 г. на программе "Корпоративные финансы" учились 17 человек, то в этом - 48. Вы упомянули "Газпром" в вопросе. Надо сказать, что сотрудничество с ним идет 5–й год. И за это время через программу по повышению квалификации по экономике управления прошли сотни работников этой компании.
Хочу уточнить: вы сегодня делите заказ на обучение руководителей "Газпрома" с ИМИСП ? Ведь до сих пор они в ИМИСП получали степень МВА?
- Нет, не делим. С этого года мы запускаем программу МВА для руководителей резерва "Газпрома" совершенно в новом формате. Конечно, было непросто получить этот заказ. Два года мы предлагали свой вариант программы. Предполагаю, что решение принято в том числе потому, что в 2011 г. ФИНЭК стал опорным вузом "Газпрома", а основные проекты вписаны в программу инновационного развития до 2020 г. Это, безусловно, дает нам новые возможности для развития, но это и иная зона ответственности. Вузов, имеющих такой статус, сегодня в России девять. В основном технические: Горный университет, им. Губкина, Уфимский университет и другие, т. е. те, кто традиционно готовит кадры для газовой промышленности.
Какова сумма этого контракта?
- Я бы сказала, что сумма адекватна ответственности. И ответственность постоянно возрастает.
ФИНЭК и ИНЖЭКОН находятся в процессе объединения. Очевидно, это коснется и бизнес–школ, я имею в виду вашу и Институт делового администрирования. Каким вы видите этот процесс?
- Понятно, что в области дополнительного образования у объединенного университета должна быть одна школа, в которой останется самое лучшее, что есть в обеих. Вопрос объединения - это вопрос создания новой структуры администрации, потому что обучать будут преподаватели нового университета. Я оптимист. Думаю, острых проблем не возникнет.
Как вы относитесь к идее Союза ректоров России отказаться от дипломов гособразца? Насколько это оправдано, если учесть, что такая отмена в дополнительном образовании сказалась на нем не лучшим образом?
- Если говорить о дипломе в дополнительном образовании, то проблема здесь, образно говоря, в том, что нужно делать шаг вперед, но тут же нас окликают, и вот замираешь с поднятой ногой и не можешь этот шаг до конца сделать.
Что значит диплом гособразца? Этот диплом подтверждал новую квалификацию работника, право заниматься этой профессиональной деятельностью. Ожидалось, что в свою очередь источниками новых требований к квалификации станут профессиональные сообщества. Но этого не произошло. В итоге человек приходит с новым дипломом, а его не берут на работу, потому что отдел кадров знает требования государства к квалификации и не знает требований профсообщества. Нужно вместе с образованием перестраивать всю систему рекрутинга, отбора людей.
Государство принимает решение только в отношении образования, а нужна и четкая позиция профессионального сообщества. Да, по отдельным вопросам она есть, но это еще не целостная система. А заложник этой ситуации - слушатель.
Увы, в России пока еще не произошло большой революции, чтобы оценивали только по компетенциям, игнорируя вопрос квалификации.
Российские вузы стремятся попасть в топ–100 мировых рейтингов. Та же проблема и у бизнес–школ. Возможно ли достичь этой цели?
- При желании все возможно (улыбается). Хотя в обозримом будущем - вряд ли. Сегодня в дополнительном образовании, к которому относится МВА, как и в высшем, существует нострификация. То есть документы, которые человек из другой страны подает при поступлении, должны быть признаны Россией. Процедура долгая и непростая. Этот вопрос тяжело решается при поступлении на магистерские программы. Еще тяжелее в дополнительном образовании, поэтому человек должен быть очень мотивирован получить российское образование, чтобы нострифицировать свои документы. Из-за этого мы можем пока только мечтать о толпах иностранных слушателей. Но если вы спросите, можем ли мы предлагать интересные программы для таких категорий слушателей, отвечу: очень можем! Учитывая, что российский рынок остается одним из основных для западного бизнеса, а лучший способ интеграции сюда западных менеджеров - образование, эту проблему рано или поздно придется решать.

Справка

Яна Клементовичус - Доктор экономических наук. Нынешнюю должность директора ВЭШ совмещает с руководством Международным институтом экономики и политики СПбГУЭФ. Лауреат премии правительства Петербурга (2007 г.) за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.