"Почта России" начала выдачу посылок через почтоматы

Планируется, что "Почта России" через почтоматы будет выдавать 5–10% посылок от общего потока отправлений.

В 2013 году она установит 30 автоматических станций, первые уже размещены в Петербурге и Москве. Стоимость каждого почтомата, по оценкам экспертов, составляет около 1 млн рублей, таким образом, вложения в проект составляют 30 млн рублей. "Насколько разгрузятся отделения, покажет время, решение о судьбе проекта будет принято по результатам пилотного запуска, в апреле 2013 года", — рассказали на "Почте России".

За счет онлайн–ретейла

Основное преимущество по сравнению с обычным получением посылок — пользователю не нужно стоять в очереди, получение заказа занимает не более 1 минуты.
Услуга развивается за счет онлайн–ретейлеров и продажи товаров через каталоги. В 2011 году оборот электронной торговли в России составил 310 млрд рублей.
В России доставку через почтоматы уже осуществляют несколько сотен интернет–магазинов и компаний дистанционной торговли, среди них — ОZON.ru, "OTTO", "Орифлейм", AVON, Wildberries, SAPATO.ru, "Сотмаркет" и т. д. "Спрос на услугу, безусловно, растет, мы заключаем новые договоры с интернет–магазинами и компаниями каталожной торговли", — рассказывает Владимир Ахтырский, генеральный директор Logibox. У компании 130 почтовых терминалов, расположенных в 58 городах России, из них 18 установлены в Петербурге. В феврале 2013 года 15 почтоматов установит в Петербурге компания QIWI Post.

Все дело в начинке

Стоимость каркаса для автоматической станции составляет около 800 тыс. рублей. Наиболее дорогостоящая часть станции — начинка, состоящая из компьютера и купюроприемника. Кроме того, необходимы вложения в эксплуатацию — затраты на аренду, плата за перевозку и т. д. По словам Владимира Ахтырского, вложения в каждую автоматическую станцию окупаются в среднем за 1,5 года. "Если взять усредненные данные: в одном почтомате 56 ячеек, срок хранения заказа — 2 дня, средний тариф — 200 рублей, тогда при полной загрузке почтомат окупится за год–полтора", — рассуждает Владимир Ахтырский.

Крупная сеть

Для "Почты России" автоматические станции изготовит московское ЗАО "ИТ Сервис Ритэйл энд Банкинг".
В компании Logibox отмечают, что на окупаемость вложений влияет объем отправлений и количество ячеек.
"Тут имеет значение размер сети, количество партнеров. Чем больше партнеров, тем быстрее заполнится автоматическая станция и быстрее окупится", — говорит Владимир Ахтырский. Он добавляет, что "Почта России" в этом случае выигрывает за счет большого потока отправлений, а также отсутствия затрат на аренду площадей для размещения станции.
По словам участников рынка, основная сложность продвижения услуги в том, чтобы выработать привычку у населения, так как многие покупатели не привыкли к новым устройствам.
"Кроме того, в России при отправке посылки пользователю необходимо предъявить паспорт", — говорит Андреас Преговски, генеральный директор компании QIWI Post.
По его словам, во многих европейских странах, где почтоматы являются популярным сервисом, пользователь может расплатиться за услугу банковской картой.