Дмитрий Медведев подписал "дорожную карту" о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики

Автор фото: итар-тасс

Дмитрий Медведев подписал "дорожную карту" о развитии конкуренции. Теперь успехи в этой области можно будет измерить в цифрах: например, новых предприятий должно будет появляться в полтора раза больше, а бизнесменов, довольных уровнем конкуренции, должно быть не менее 50%.

План мероприятий по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики Дмитрий Медведев подписал 6 января. "В ходе реализации программы развития конкуренции были выявлены отдельные недостатки, в том числе отсутствие показателей эффективности реализации мероприятий и недостаточное взаимодействие с представителями бизнес-сообщества", — сказано в справке к документу.
Акцент предполагается сделать на следующих задачах: "включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти; внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; снижение доли государственного сектора в экономике; развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий; развитие конкуренции при осуществлении закупок; упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования; повышение уровня защиты прав потребителей".
В документе есть перечень сфер деятельности, развитие конкуренции в которых представляется особенно значимым: это рынки медицинских услуг, нефтепродуктов, связи, авиаперевозок, лекарственных препаратов, дошкольного образования.
Каждый квартал представители Федеральной антимонопольной службы и других структур, ответственных за эту программу, будут отчитываться перед правительством о том, удается ли достигать запланированных показателей.
Показатели запланированы, в частности, такие: к 2014 году Россия должна будет выйти на 32-е место по индексу развития конкурентной среды на рынках (сейчас — 38-е место), а к 2018 году — на 22-е. Количество новых предприятий на тысячу человек в 2014 году должно будет составлять 3,9 (сейчас — 2,6), а к 2018 году — 5,2. Бизнесменов, которые считают, что состояние конкурентной среды улучшается, в 2014 году должно будет стать не менее 35% (сейчас — 24%), а к 2018 году — 51%.
К сентябрю нынешнего года аналогичные "стандарты развития конкуренции" должны будут разработать и в регионах.
Что касается снижения доли госсектора в экономике, то к августу следующего года правительство должно подготовить предложения "о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий".
Документ также предполагает и "развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий", таких как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, почтовая связь, электросвязь, теплоснабжение, газовые рынки, трубопроводный транспорт, порты и аэропорты. Конкретики, правда, почти нет — речь только о "создании условий развития" и "определении основных принципов".
Отдельный раздел программы посвящен госзакупкам. С мая 2014 года общественные обсуждения закупок нужно будет проводить уже на этапе их планирования и определения поставщиков. Предполагается с июня этого года проводить аудит разных закупочных практик и распространять наиболее эффективные из них. Через год Минэкономразвития должно будет разработать законопроект, который установит ограничения на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов.
Что касается упрощения работы предпринимателей, то в ноябре предполагается отменить уведомления по сделкам экономической концентрации, а также стимулировать добровольное и досудебное устранение выявленных нарушений.
В части защиты прав потребителя предполагается утвердить новые стандарты коммерческого качества обслуживания, а также усилить ответственность за ненадлежащую рекламу.
Некоторые числовые показатели предусмотрены и для отдельных рынков. Так, рынок внутренних авиаперевозок должен расти на миллион человек в год: с 4,5 млн человек в минувшем году до 5,5 млн человек в нынешнем и до 6,5 млн человек в следующем. В этом году в России должен появиться один низкобюджетный перевозчик (правительство признает, что сейчас их нет), а в следующем году таких перевозчиков должно быть уже два. Также планируется упростить условия работы для иностранных авиаперевозчиков и региональных аэропортов.
На рынке дошкольного образования планируется разрешить открывать частные детские сады в форме коммерческих юридических лиц, а также оптимизировать (упростить) существующие санитарно-гигиенические и пожарные требования.
Измеримые цели всегда лучше, чем абстрактные, но в случае с конкуренцией ситуация как раз обратная, говорит генеральный директор консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский: "Измерить уровень конкуренции такими способами невозможно. Но понять, конкурентна ли экономика, очень просто. Это зависит от того, доступен ли вход на рынки, равны ли условия для их участников. Нормальная экономическая среда сама собой формирует конкуренцию. Конкуренция — это ее побочный продукт".
Что касается рейтингов, то ориентироваться на них тоже не слишком целесообразно, говорит Батушанский: "Эти рейтинги являются не некой объективной оценкой, а частными экспертными мнениями. Чтобы в этих рейтингах расти, достаточно конструктивно взаимодействовать с их составителями. Но ориентироваться на эти показатели все равно бессмысленно".