Бизнес на ЕГЭ и карьере

Николай Горелый (23 года) основал компанию "Формула образования" (оборот за 2011 год — 8,7 млн рублей), после того как задумался, правильно ли он прошел профориентацию в школе.

Прежде чем найти себя в образовательной нише, Николай в 2006 году основал студию аэрографии "Трафальгар Арт", которая в 2008 году разорилась из–за кризиса. Кроме того, молодой человек занимался интернет–магазином бижутерии myflower.ru, который продал в 2011 году.
Тогда же, будучи на третьем курсе исторического факультета СПбГУ, Николай Горелый основал компанию "Формула образования", которая по итогам 2012 года должна принести 12 млн рублей выручки. "Я начал думать, верен ли мой путь и какая карьера меня ждет", — вспоминает Николай о том, что подтолкнуло его задуматься о школьниках и начать бизнес в сфере образования.

Не курсы, а консультации

Вначале Николай хотел организовать курсы по подготовке к ЕГЭ, однако быстро отказался от этой затеи в пользу консультационных услуг — за оформление лицензии, по его словам, пришлось бы заплатить 200 тыс. рублей, а также согласовывать всю методическую часть.
Стартовый капитал проекта составил 300 тыс. рублей. Первые консультации "Формулы образования" проходили в переговорной одного из городских хостелов, затем Николай снял свое помещение. Сейчас у него три офиса: на ул. Маяковского (120 м2), у станции метро "Комендантский проспект" и в Купчино (по 40 м2).
Сегодня компания готовит школьников к ЕГЭ и ГИА (государственной итоговой аттестации). Курсы длятся от 2 до 9 месяцев. В год в компании обучается 300 – 400 человек. Консультации идут по всем базовым предметам: русскому языку, математике, истории, биологии и так далее. Работают 20 преподавателей. С 2013 года откроются занятия для дошкольников.
Николай признает, что рынок очень насыщен, ведь подобные услуги оказывает и государственный, и частный сектор, курсы подготовки есть почти в каждой школе и при каждом вузе. "Конкуренция бешеная. Я не знаю, как я остался жив и развиваюсь. К тому же бизнес сезонный: летом голодные времена, отбиваю аренду молитвой", — шутит Николай.
В год на рекламу приходится тратить больше 1 млн рублей — 25% новых клиентов приходят по рекомендациям, остальной поток обеспечивает установка лайт–боксов в метро и кинотеатрах во время школьных каникул. Среди конкурентов "Формулы образования" в частном секторе: образовательный центр "АРНА", центр подготовки "Вместе", "101 балл", "Пять из пяти".
С 2013 года молодой человек намерен развивать свой бизнес в регионах по франшизе. Предложением уже заинтересовались в Казани.
Кстати, еще один бизнес Николая (с партнером Евгением Кузнецовым, 23 года) — фестивали франшиз. За 2012 год выручка составила 3,6 млн рублей.

Выставки профессий

В прошлом году Николай со своим бывшим одноклассником Николаем Тиходеевым (23 года) основал еще одну компанию — "Центр карьеры", — организующую выставки вакансий. За 2012 год Николай организовал 10 выставок, в среднем их посещают 1,5 тыс. человек. Себестоимость мероприятия зависит от цен на аренду площади, необходимого оборудования и рекламы. Так, проведение однодневной выставки "Выбираю будущее" в Университете технологии и дизайна обошлось Николаю в 350 тыс. рублей. Стартовый капитал Центра карьеры составил 150 тыс. рублей, прогноз выручки за 2012 год — 6 млн рублей.
"Конкуренция на рынке карьерных выставок не жесткая, но крупные игроки есть, — говорит Евгения Балтинских, представитель интернет–портала по трудоустройству "Работа.ру". — Центр карьеры собирает на выставки много целевой аудитории — студентов и молодых специалистов. Крупные компании приходят на такие выставки за реальными сотрудниками". Однако она отмечает, что и в этом бизнесе очень существен фактор сезонности: спрос на мероприятия ощущается в основном весной и осенью.
Среди других крупных игроков этого рынка Евгения Балтинских называет компанию "Профессиональный рост".