Екатерина Скоробогатова: Людям в России хочется рассказывать о себе

Директор по развитию Facebook в России Екатерина Скоробогатова о настройках приватности, социальности холодных стран и мобильном тренде.

Чем интересен российский рынок для Facebook?
— У Facebook есть определенная табличка приоритетов стран, где много интернет–пользователей, в том числе в ней указано, как быстро растет это количество. Россия в этом смысле, безусловно, важный и приоритетный рынок.
Мы смотрим на Россию как на некое основание большого кластера, который включает в себя весь СНГ, это русскоязычная среда и культурное пространство. Россия — это огромные возможности, растущий рынок, который со всех сторон интересен.
В чем его специфика?
— Это очень конкурентное пространство, в котором есть свои сильные игроки. У нас есть опыт работы на похожих рынках, где были свои игроки, к примеру, в Индии и Бразилии доминировала социальная сеть Orkut, там мы вполне успешно с ней соревновались. Азия очень конкурентоспособное пространство, в частности Япония и Корея. Это рынки со своими культурными особенностями и социальными сервисами. Россия в этом смысле входит в круг стран, где у нас есть конкуренты.
Как начала развиваться Facebook в России?
— Прежде всего сеть начала развиваться в Москве, там была группа людей, которые работали в международных компаниях и общались с друзьями за границей. Они стали пользоваться Facebook. Очень интересно было наблюдать, как начинали пользоваться сервисом в разных российских городах. Например, те, кто начал использовать Facebook в Петербурге, — это те, у кого есть друзья в Москве, за которыми они начали следить. В Екатеринбурге, Новосибирске сервисом начали пользоваться те, кто услышал, что это модно, интересно и здорово, и захотел стать первопроходцем.
В каждом городе первые пользователи сети — это всегда такая элита творческая, с активной жизненной позицией, публичные личности, которым важно заявить о себе. В Москве у нас очень высокий уровень проникновения, в Петербурге поменьше, в Екатеринбурге чуть больше.
То есть Facebook — это модно?
— Вообще да. Я не беру на себя смелость утверждать, что Facebook — это самый модный ресурс в стране, потому что это не так. В России, что самое забавное, люди умудряются поддерживать огромное количество разных сетей. Они просто используют их для разного. Facebook очень многими, например, применяется для поиска работы, для создания публичной персоны, она больше используется именно для профессиональных целей.
Другие социальные сети, мне кажется, чуть больше заточены на отдых. Специфика аудитории, которая начала пользоваться сервисом в России, влияет на то, что люди здесь используют сервис в профессиональной сфере.
В чем заключается разница в портретах аудитории США и России?
— В США Facebook пользуются все с перекосом в молодежную аудиторию. В России, безусловно, аудитория другая. Это жители больших городов от 22 до 30 лет. Это скорее сегмент молодых профессионалов.
Что такое российская Facebook?
— Все изменения и обновления делаются для всей Facebook. У нас нет разделения на русский или не русский сервис — это сделать невозможно, потому что социальной сетью пользуется больше миллиарда человек. В России есть я и еще два человека, которые занимаются подстройкой, то есть мы делаем так, чтобы россиянам было интересно пользоваться Facebook, чтобы было чувство, что этот сайт для них. Например, у нас есть акция с "Билайном", который предоставляет бесплатный доступ в Интернет с сентября по декабрь. Мы работаем с Rutube, "Яндекс.Музыкой", чтобы музыка и видео были интегрированы в сервис. К тому же не такая простая задача сделать так, чтобы Facebook была правильно переведена.
Какие культурные особенности вы видите в русскоязычном сегменте Facebook?
— Есть много интересных штук в России, которые в других странах работают совсем по–другому. Например, в Америке и Европе большое значение имеет приватность, то есть настройки конфиденциальности. Большая часть людей публикуют новости исключительно для друзей и скрывают свои обновления от кого бы то ни было. В России же сейчас наблюдается тренд к большей открытости и публичности. Людям хочется рассказывать о себе, им хочется, чтобы о них узнали больше. Люди пишут в паблике и не стесняются этого.
Этот тренд, который мы видим в России, довольно агрессивно используется всеми игроками рынка.
С чем это связано — с широкой русской душой, с тем, что мы дорвались наконец до соцсетей, или с отсутствием интернет–культуры?
— Мне кажется, людям в России очень важно общаться. У нас страна зимняя, и так они поддерживают большое количество связей — далеких и близких. Мне кажется, что в России сложнее встретиться с друзьями, чем, например, в Испании. Забавно, но Facebook в Европе начинала расти быстро в тех странах, в которых холодно и где люди много времени проводят дома. Россия — один из таких примеров.
Сети рассматриваются как пространство, где не просто поддерживаются связи с уже существующими друзьями, а где находятся новые друзья. А для того, чтобы находить новых друзей, нужно быть публичным. Современную интернет–экономику называют экономикой внимания, потому что, если у вас есть аудитория, вы можете ее монетизировать. Поэтому пользователи проникаются этим и люди действительно активно выстраивают свое публичное присутствие, хотят создать себя как некую персону, рассказать о себе всему окружающему миру.
Какие есть финансовые особенности развития соцсетей в России?
— Для нас главная задача в России — увеличить проникновение, монетизиционная история на втором месте. Для Facebook определенной специфики в России с точки зрения денег нет, потому что у Facebook есть задача понять, какой должна быть реклама в этой соцсети, чтобы она была понятной пользователям, не раздражала их и была эффективной — есть задача сделать рекламу социальной, сделать так, чтобы бренды были частью разговора. Это глобальная задача, которую решает сейчас Facebook: мы запускаем новые форматы рекламы, тестируем их. В этом смысле Россия не исключение. Мы видим, что количество пользователей Facebook на мобильных устройствах увеличивается, и поэтому одна из наших задач — монетизировать мобильное пространство Facebook.
Сейчас мы запустили несколько новых форматов рекламы на мобильных устройствах, которые сейчас функционируют, — мы уверенно увеличиваем долю прибыли от рекламы в мобильном сегменте.
Различается ли реклама в российской и нероссийской Facebook?
— В Facebook успешно рекламируются автомобили, есть много успешных страниц финансовых сервисов, обуви, одежды. В России в связи с основной нашей аудиторией — успешных, заметных, активных людей — чуть больше рекламодателей из области гаджетов, мобильных операторов. Рекламодатели начинают использовать страницу на Facebook как некую замену сайтам.
Есть такое мнение, что Facebook — это вирусное пространство.
— Нет, это социальное пространство. А социум предполагает некоторые вирусы и информацию, которая начинает каким–то образом распространяться. Но Facebook — это прежде всего про общение, про друзей. Вирусность — это не основное, что есть в Facebook, это дополнение. Вся реклама в этой сети построена именно на социальности. Самая эффективная реклама в Facebook — это если вы начинаете рекламировать что–то друзьям друзей.
Марк Цукерберг  — он какой?
— Он очень простой человек, в том смысле, что, несмотря на его статус звезды, с ним просто и легко общаться — это мой опыт. Плюс очень интересно, потому что он быстро схватывает все и видит происходящее целиком, в виде большой картины. Это особенное умение — видеть вещи сверху, не вдаваться в детали, но понимать стратегически, что происходит.
Джулиан Ассанж, основатель Wikileaks, сказал, что Facebook — это мечта для любой разведки мира. Довольно большой сегмент аудитории действительно так думает.
— Это очень частый вопрос, который задают всем в Facebook. Это какой–то странный, абсурдный и довольно интересный момент. Люди любят очень многое сообщать о себе публично, но при этом всегда расстраиваются, что с этой информацией произойдет.
Я могу сказать, что для Facebook пользовательские данные — самый важный актив. То, как мы их защищаем, влияет на то, насколько пользователи нам доверяют. Если пользователи перестанут доверять нам, то Facebook больше не будет. Для нас вопрос доверия пользователей — это вопрос жизни и смерти.
Откуда корни страха за свои данные в Интернете? Это боязнь Интернета?
— Интернет как большое явление, которым пользуются все, существует сравнительно недавно. Поэтому очень многие вопросы, и в том числе вопрос публичности и конфиденциальности данных, — это болезненный вопрос именно потому, что Интернет — это новое пространство. Если вы посмотрите на подростков, вы обнаружите, что у них нет такой проблемы — выкладывать все в Интернет, а потом бояться, куда же это попадет.
Потому что это новое поколение?
— Для них Интернет — это понятное, очевидное и родное пространство. У них гораздо меньше страхов, но они при этом намного лучше разбираются в соцсетях и умеют контролировать то, что они в них делают. Они первым делом учатся пользоваться настройками приватности. Они знают, что если не закрыть эту запись, то завтра на большой перемене могут быть большие проблемы. Подростки это понимают и чувствуют, что могут это контролировать, поэтому они не боятся соцсетей.
Если взрослые в последние 2 года стали воспринимать соцсети как инструмент для работы и поиска нужных связей, то для детей это все еще игра, они меряются друг перед другом количеством друзей.
— У взрослых тоже есть такая игра. Это вопрос про аудиторию. Когда вы пишете что–нибудь, вам хочется как можно больше получать откликов и комментариев — это важно и приятно.
Сейчас на всех флаерах и афишах кроме сайта обязательно присутствует ссылка на страницу  "Вконтакте" и Facebook — это серьезный шаг в развитии соцсетей. Соцсети уже изменили мир, а как они изменятся сами?
— Соцсети не заменят сайты, с технической точки зрения сайты намного эффективнее для тяжелого контента, там больше возможностей для графики. Соцсети не включат в себя весь Интернет, не поглотят его, они, наоборот, связывают все, что в нем есть. Facebook не поглотит большой Интернет, Facebook — это скорее клей для всех интернет–сайтов, именно здесь люди делятся тем, что нашли в остальном Интернете. Миссия сети — сделать мир более открытым и связанным, поэтому одна из ценностей Facebook для меня в том, что в ней я узнаю о новых сайтах и ресурсах. То есть это пространство, в котором разносится информация.
 
 

Биография

Екатерина Скоробогатова

> Родилась в Тюмени в 1981 году. Окончила филологический факультет СПбГУ, факультет юстиции УрГЮА и Interactive Telecommunications Program в New York University.
> С ноября 2007 года по апрель 2010 года работала в Nokia, до этого менеджером по интернет–маркетингу в компаниях "Агнитум" и "Промт". Заняла пост директора по развитию в Facebook в 2010 году.

 
 

 
 

О компании

Facebook

> Сеть запущена в 2004 году четырьмя студентами Гарвардского университета: Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.
> В мае 2012 года Facebook провела первое IPO, акции разместились по $38 за штуку, но уже в сентябре подешевели вдвое. В октябре 2012 года аудитория составила 1 млрд пользователей.
> Русскоязычная версия появилась в 2008 году.