Глава РАД Андрей Степаненко: Не хотите продавать — управляйте

Автор фото: Яндолин Роман
Экс-генеральный директор Фонд имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко.

Глава Российского аукционного дома и Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Степаненко рассказал dp.ru, что есть альтернатива отмене приватизации в Петербурге, объяснил, какой бизнес власти сделали на Аукционном доме и зачем гильдии статус "российская".

Фонд имущества Петербурга полностью вышел из состава акционеров Российского аукционного дома (РАД), который вы возглавляете, продав свои 33% на аукционе за 25 млн рублей. Может, скажете все-таки, кто купил этот пакет?
- Его купило ООО "Русский ювелир", которое принадлежит менеджменту Фонда имущества Петербурга. Таким образом, доля этого акционера увеличилась с 33 до 51%. И еще 15% приобрели сторонние физические лица.
А у вас есть акции РАДа?
- Нет. Не могу же я сам себе их продать. Это была бы незаконная сделка.
Почему же? Менеджмент повсеместно владеет акциями компаний, которыми управляет…
- Ну, может, в будущем и я куплю пару наших акций. Они сейчас, кстати, стоят недорого.
Несмотря на то что за 3 года своего существования РАД продал имущества на 69,5 млрд рублей, по итогам 2011 года у нас чистая прибыль всего 10 млн рублей и небольшие дивиденды. Это, кстати, одна из причин, почему Фонд имущества вышел из состава акционеров РАДа.
Вторая причина стратегическая. Связана она с изменением политики города в отношении приватизации. Если нет планов активно продавать имущество, значит, нет и необходимости держать акции продавца.
Но фонд за 3 года сделал на РАДе неплохой бизнес: вошел в проект за 6,6 млн рублей, а вышел за 25 млн рублей.
- Да, никто не скажет, что проект был убыточным. Если еще учесть полученные дивиденды от работы РАДа, получится, наверное, около 30 млн рублей на выходе. Почти 500% за 3 года - весьма неплохо.
А почему у РАДа такие скромные показатели прибыли при миллиардных оборотах?
- Во-первых, наш процент за организацию торгов невелик. Во-вторых, мы активно развиваемся, а это требует серьезных инвестиций.
Можете поделиться ближайшими планами?
- Мы делаем ставку на сотрудничество с госкорпорациями и крупным бизнесом, в первую очередь банковским. Среди наших клиентов Росатом, РЖД, "Газпром", Сбербанк. Последний предоставил нам монопольное право на продажу тех своих активов, стоимость которых превышает 10 млн рублей.
Мы также ведем активные переговоры с Росимуществом по поводу продажи федеральных пакетов акций компаний второго-третьего эшелона. Хотим реализовать эти активы на публичных открытых аукционах.
Кроме того, идут переговоры с Минобороны, Минкультом и Минрегионом. Думаю, некоторые сделки пройдут уже в следующем году.
Для нас также принципиальны рынки Москвы и Московской области, но мы смотрим и на другие регионы, например Западную Сибирь. В ноябре мы открыли представительство в Тюмени.
Ваша активность в Московской области связана с тем, что там теперь много людей из команды экс- губернатора Петербурга Валентины Матвиенко ?
- Да. Я это и не скрываю. Они нам доверяют и уже привлекают РАД в качестве консультантов и оценщиков для дьюдилидженс-объектов. Например, на территории Московской области мы оценивали ряд памятников регионального значения, которые в скором времени будут продавать. Кто выступит продавцом - пока вопрос открытый. Но мы на рынок заходим, присматриваемся.
А активные контакты РАДа с  Минобороны тоже обусловлены личными связями? Там же сейчас работает бывший глава нашего КУГИ Дмитрий Куракин
- В том числе. Я вообще считаю, что за Подмосковье и некоторые федеральные министерства можно искренне порадоваться. Они получили сильных профессионалов, которые не подведут. Это позитив для страны в целом.
В чем отличие организации торгов в нашем городе и в других регионах?
- Везде в России аукционные площадки конкурируют за право продавать госимущество. В Москве, например, работают три площадки, в том числе РАД. Монополия петербургского Фонда имущества уникальна. Он долгие годы был структурой, приносящей значительную прибыль в городской бюджет, и город не рассматривал другие варианты продажи своих активов.
Теперь ситуация изменится?
- Она уже меняется. Вы же видите, что город, к сожалению, проигрывает суды даже по монополии ГУПов… Но я лично не сомневаюсь, что фонд выживет. За прошедшие годы он стал такой мощной структурой, что не может так просто уйти со сцены.
Что вы думаете о новом руководителе Фонда имущества?
- Назначение Игоря Пахорукова на эту должность - разумное решение. Наверное, лучшее для города. Ему, конечно, будет нелегко, поскольку он не занимался современной приватизацией. Но у него есть связи в имущественном блоке, и, видимо, определенный карт-бланш ему обещан. Будущее Фонда имущества зависит от того, как ему удастся выстроить взаимодействие с КУГИ и высшим эшелоном городской власти. Возобновится ли продажа недвижимости в центральных районах города, продажа крупных объектов, госдач. Думаю, он справится.
А как команды фонда и РАДа теперь взаимодействуют?
- Превосходно. У нас целый ряд совместных проектов. В этом году - на 15 млн рублей, а в будущем - уже на 54 млн рублей. Это уже подписанные контракты по продаже заложенного и банкротного имущества.
Есть ли у структур спор по поводу сотрудников?
- В РАД ушла примерно треть персонала фонда. Но надо понимать, что у нас с фондом разные сферы деятельности и разные требования к сотрудникам. РАД, например, не претендует на архив фонда или его функцию подтверждения права собственности. Не занимается контролем сделок по купленным городским аварийным зданиям и продажей права аренды земли под капитальное строительство. Те, кто вел эти темы в фонде, в РАД не переходили.
По имуществу у вас тоже нет претензий друг к другу?
- Нет, конечно. Бизнес РАДа в основном виртуальный: на базе электронной площадки в Петербурге проходят торги по имуществу банкротов. Сумма продажи - порядка 20 млрд рублей, а экспонируется объектов на 170 млрд рублей. Часть помещений в пер. Гривцова находится в собственности РАДа, а также арендуем у фонда. И строим собственную аукционную площадку в здании по соседству. Там все будет скромно. В мае проведем первый антикварный аукцион - сами увидите.
А есть у РАДа и фонда общие проблемы?
- Есть вопрос вознаграждения аукционной площадки, который равно актуален как для РАДа, так и для фонда. В большинстве регионов, в том числе в Москве, продавцы все еще финансируются из местных бюджетов. Проходят конкурсы на понижение стоимости таких услуг. Мы предлагаем закрепить федеральным законом принятый в Петербурге и еще в девяти субъектах РФ алгоритм, когда вознаграждение продавца оплачивает покупатель приватизированного имущества. Это позволит полностью снять с бюджета финансовую нагрузку. Недавно эту идею поддержала коллегия Министерства экономического развития.
Процент продавца в итоге увеличится?
- А это уже будет решать субъект Федерации. В Петербурге процент пока урегулирован законом города о приватизации. В среднем он составляет 3%. Но есть шкала: от 1% по земле, до 5% - по квартирам, и 7% - за участки под ИЖС. Этот процент - политический ресурс местной власти.
Вас на днях выбрали главой Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД). Новый статус поможет вам лоббировать интересы отрасли?
- Разумеется. Хотя ГУД родилась в Петербурге, это общероссийская структура. И довольно крупная. В ней более 300 профильных организаций из 35 регионов России. Мы задумались о получении статуса "российская". Для этого нужно подготовить пакет документов в Минюст и получить соответствующее распоряжение правительства РФ. Мы этим уже занимаемся.
А зачем гильдии повышать статус?
- Мы встаем на путь экспансии. Статус поможет объяснять, кто мы и зачем пришли. А нужны мы для того, чтобы помогать компаниям - членам ГУД развивать бизнес на новых рынках. Общественная организация - это прежде всего общая клиентская база данных, нетворкинг, сильный российский бренд, который в будущем может стать международным, лоббирование законов и сильная профессиональная выставка.
Остались ли точки приложения активности управляющих и девелоперов в Петербурге в условиях изменившейся политики Смольного?
- Даже в условиях "стратегии сохранения" мы можем быть полезны городу. В ГУД состоит множество компаний, у которых есть опыт работы на основании закона о доверительном управлении. В условиях отказа города от продажи активов эта тема особенно актуальна. Имуществом нужно эффективно распоряжаться.
Можно сделать такой пилотный проект: выделить 20 пробных зданий, провести конкурс и потом посмотреть на результат. Срок доверительного управления по федеральному закону небольшой - всего 5 лет. Но уверен, что управляющие компании и за это время покажут результат.
А много объектов осталось в собственности города?
- Когда мы начинали приватизацию в 2004 году, в перечне было более 20 тыс. объектов. Сейчас, думаю, осталось не менее 10 тыс. Нужно определить условия их содержания и ремонта в рамках доверительного управления. И ввести эти объекты в хозяйственный оборот. Причем за внебюджетные средства. Будет и экономия, и развитие рынка.
Мы готовы помочь городу: выступить консультантами и подготовить соответствующие нормативные документы.
Как выстраиваются отношения сторон в такой схеме управления?
- В договоре две стороны: учредитель управления город-бенефициар, который получает доход в качестве денежного потока от управляющей компании, и сам непосредственно доверительный управляющий. Затраты на эксплуатацию объекта и выгода доверительного управляющего будут прописаны в контракте. Все очень просто. А главное, все определено законом.
Нужно только определить входящие параметры и заложить их в контракт до проведения конкурса, чтобы компании смогли заранее оценить экономику процесса и свои силы.
Эта идея уже обсуждается в Смольном?
- Мы ее озвучивали еще летом, когда город начал искать альтернативу отмененной приватизации. Провели два совещания в КУГИ с участием профессиональных управляющих. Тогда инициатива была одобрена, но продолжения не получила. Сегодня она по-прежнему актуальна, нужна только политическая воля для ее осуществления. Мы готовы обратиться с соответствующим предложением к губернатору.
В других регионах ГУД тоже выходит с таким предложением к властям?
- В Ленинградской области и Подмосковье управлять нечем.
В Москве и Екатеринбурге система доверительного управления уже успешно работает, и в столице мы такое предложение властям обязательно сделаем. Там десятки подобных договоров. В том же столичном Гостином дворе, где находится офис РАДа, работает доверительный управляющий.
И мне, как арендатору, очень удобно иметь дело именно с ним. Не надо по каждому хозяйственному вопросу бегать в мэрию.
А какие новые регионы приоритетны для экспансии ГУД?
- Список стратегически важных регионов мы сформируем к 1 февраля. Критериями оценки будут не только численность населения субъекта, но и лояльность и зрелость их администраций, а также готовность сотрудничать с нами.
Слышала, что ГУД хочет создать в Петербурге новое учебное заведение - Институт недвижимости и урбанистики. Это правда?
- Мне кажется, это разумная и полезная для отрасли инициатива. Тема градостроительства актуальна, а специалистов нет. Значит, их надо готовить.
А физических лиц в состав гильдии включать не планируете?
- Мы обсуждаем такую возможность. На мой взгляд, это правильное решение. Оно позволит расширить состав гильдии и повысит ее значимость.
Перебраться в Москву не планируете?
- Нет. Я патриот своего города и буду работать здесь, невзирая на тренд развития ГУД в регионах и смещение центра активности в Москву. Конечно, если здесь станет некомфортно, нас примет любой регион.