Россияне теряют почти 200 млн евро ежегодно, не оформляя tax-free

Автор фото: global look press

По данным компании Global Blue, монополиста в сфере возврата НДС (tax free), россияне теряют почти 200 млн евро ежегодно, не оформляя возврата налога. Эксперты отмечают, что объемы российского зарубежного шопинга будут только расти, а ленивые туристы продолжат кормить другие страны.

Согласно статистике Global Blue, только 46% из 400 опрошенных российских туристов возвращают себе НДС с покупок, сделанных в Европе. В 2011 году россияне пожелали вернуть налог с покупок более чем на 1,1 млрд рублей и получили назад 15% от этой суммы. Компания предположила, что в том случае, если оставшаяся половина россиян, не обратившаяся за возмещением НДС, тратит столько же, сколько первая, то потери россиян в прошлом году должны были составить около 197 млн евро.
"Российские туристы путешествуют довольно часто, при этом они известны своей любовью к шопингу за границей. Тем не менее, наши данные показывают, что больше половины покупателей из России не оформляют tax-free, имея на то право. Это позволит экономить им до 15% стоимости каждого приобретения", —отмечает Дебора Меренс, вице-президент по туристическому маркетингу компании Global Blue.
Россияне, говорят аналитики компании, находятся на втором месте после китайцев по объемам возврата НДС на европейские покупки. В среднем житель России ездит в Европу 4 раза в год. Отечественные эксперты считают, что количество туристов, едущих за границу ради шопинга, будет только увеличиваться.
"Рост покупок за рубежом растет с каждым годом, выгода настолько велика, что многие россияне, особенно в период сезонных распродаж, покупают на год, а то и два вперед. Многие из моих коллег стараются совместить отдых с шопингом, кто-то вообще отказался от шопинга в Москве, только при острой необходимости. Цены в Европе отличаются от московских минимум в 1,5–2 раза, плюс еще и "tax free" или "global blue" от 10-20%, везде разные ставки", —комментирует тенденцию Олеся Лухтай, начальник управления клиентского обслуживания "Ланта-банка".
Раз растет поток покупателей – будет расти и сумма, которую россияне теряют, не оформляя возврат НДС. Турист редко задается вопросом, куда потом идут те деньги, которые он, пользуясь своим правом, не забрал в офисе Global Blue. Специалисты отвечают: россиянин за счет собственных средств наполняет заграничные закрома.
"В данном случае они идут в бюджет той страны, где совершаются покупки. Если турист совершает покупку в Дании, к примеру, то этот НДС пойдет в датский федеральный или местный бюджет, такое же законодательство и в России. Но у туриста есть право вернуть этот НДС, он не является налоговым резидентом этой страны, то есть он не обязан платить там налоги. Не возвращая НДС он, фактически, из своего кармана кормит другую страну", — поясняет Наталья Смирнова, генеральный директор КК "Персональный советник".
А между тем оформить tax-free не так уж сложно: на территории Европы этим занимаются Global Blue и гораздо менее известная ирландская Premier Tax Free, именно на их логотипы следует обращать внимание при входе в магазин. Если логотипа не видно, то нужно уточнить у продавцов, оформляют ли они возврат НДС. В разных странах существует разный размер чека, после которого можно оформить возврат налога, в Финляндии, например, это 40 евро. В некоторых странах есть возможность возмещения и за покупку продовольственных товаров.
Далее покупатель проходит к специальной стойке, предъявляет загранпаспорт, оформляет квитанцию на возврат налога. Товары, на которые оформят tax-free, будут запечатаны, ими нельзя будет пользоваться на всей территории ЕС, если турист хочет потом вернуть налог. НДС различается в зависимости от страны – это 7-19% от суммы покупки.