Кошелек из мобильника

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Мобильная коммерция, большая часть которой состоит из платежей за сотовую связь, скоро изменит свой облик.

Поводом к переменам должны стать повсеместно внедряемые новые технологии на базе бесконтактной передачи данных на сверхкоротких расстояниях (NFC) и мобильные терминалы для эквайринга банковских карт.
В 2011 году оборот российского рынка моментальных платежей вырос, по оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), более чем на 15%, превысив показатель в 892 млрд рублей. Ключевыми статьями платежей такого рода остаются сотовые платежи (их доля снизилась до 66%), погашение банковских кредитов (рост до 13%), платежи госкомпаниям, коммунальные услуги и плата за контент. Лидерами рынка являются QIWI, "Киберплат" и "Элекснет", есть большое количество мелких региональных компаний, занимающих до 29% рынка. На рынке мобильной коммерции, которая является частью данного сегмента телекома, все готово к переходу к тому, чтобы приблизить сотовый телефон к полноценному терминалу оплаты товаров и услуг.
Поводом для этих прогнозов служит статистика: по данным контент-провайдера i-Free, в первой половине 2012 года благодаря технологии NFC оборот платежей вырос до 4,5 млрд рублей, а до конца года этот показатель достигнет 15-18 млрд рублей. Эти деньги образовались за счет ряда пилотных проектов (оплата проезда в метро в Петербурге и Екатеринбурге, оплата топлива на АЗС "Лукойл", British Petroleum в Подмосковье, временные летние рестораны и кафе, организованные на крупных мероприятиях в столице России, и т. д.). В 2013 году объем NFC-рынка удвоится и достигнет 30-35 млрд рублей за счет увеличения количества устройств с поддержкой NFC. Так, по оценкам аналитиков J’Son&Partners, к 2014 году каждый пятый мобильный телефон на российском рынке будет поддерживать бесконтактные платежи - сейчас же лидерами являются "гуглофоны" от Sony и два топовых аппарата от Samsung.
Две крупнейшие мировые платежные системы Visa и MasterCard стимулируют российских партнеров активнее внедрять NFC-технологии, используя разработанные ими платформы (payWave и PayPass соответственно). Так, пластиковые карты MasterCard с NFC-модулем уже доступны для клиентов 11 крупнейших российских банков: Сбербанка, Промсвязьбанка, Альфа-Банка, "Русского стандарта", Raiffeisen Bank и другие. Банки же занимаются и установкой POS-терминалов с поддержкой NFC: в 2011 году производители поставили на мировой рынок 2,5 млн POS-терминалов с поддержкой NFC, а к 2017 году их общее количество должно достичь 43,4 млн штук.
Однако эксперты констатируют, что рынок все равно не развит. "Есть надежда на продвижение проекта МТС, MasterCard и МТС-Банка по продвижению бесконтактных платежей (речь идет о 250 тыс. специальных sim-карт с поддержкой NFC, которые будут эмулировать банковские карты MasterCard), но число точек, где можно это сделать, очень мизерно", - замечает Денис Кусков, генеральный директор ИАА TelecomDaily.
Изменить ситуацию с мобильными платежами может и распространение в России западного сервиса Square, представляющего собой небольшой недорогой (100 рублей, возвращаемые на счет после первой операции) модуль для считывания данных с традиционных банковских карт, который подключен через гнездо для гарнитуры в смартфоны iPhone и Android. В России такой проект запустили МТС в партнерстве с украинским Приват-Банком, а также готовят до конца 2012 года к запуску несколько розничных банков из топ-10. Тем не менее, как отмечает источник из Сбербанка, у таких технологий в России пока очень ограниченный горизонт применения: в стране не решены до конца проблемы безопасности и защиты платежей от мошенничества. "С начала 2000-х годов у сотовых операторов было несколько проектов в области финансовых услуг, которые закончились списанием затрат в убытки", - напоминает Юрий Брюквин, генеральный директор "Рустелекома".
NFC как технология тоже не получила широкого распространения нигде в мире, за исключением нескольких стран, например Канады, где игроки рынка и власти смогли уменьшить риски в области безопасности. Исключения лишь подчеркивают правило: тиражировать такие решения не получится в силу объективных причин, уверен Юрий Брюквин.