"АвтоВАЗ" в хорошие руки

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" подписали соглашение о создании СП для владения "АвтоВАЗом". Иностранцы вложат в компанию 23 млрд рублей, а взамен получат 67% совместного предприятия. "АвтоВАЗ" за счет этого может как окрепнуть, так и превратиться в предприятие по сборке.

Французско-японский альянс Renault-Nissan и "Ростехнологии" в среду подписали обязывающее соглашение о создании совместного предприятия. В новом СП, названном Alliance Rostec Auto BV, будут храниться акции "АвтоВАЗа", принадлежащие партнерам, через него же будет осуществляться управление компанией.
На данный момент "Ростехнологиям" принадлежит 28,9% акций компании, Renault владеет 25%, а Troika Dialog Investments Limited — 20,1%. Согласно задумке иностранного альянса, СП должно будет к 2014 году объединить эти три пакета в один контрольный портфель 75% акций "АвтоВАЗа". Сначала объединят свои пакеты "Ростехнологии" и Renault-Nissan, а потом свою долю продаст им Troika Dialog. "Ростехнологии" также планируют продать 4,9% своих акций "АвтоВАЗа", чтобы оставить себе 25% плюс одну акцию.
"Сегодняшнее историческое соглашение — это уникальная сделка, которая выгодна для всех трех брендов, Renault, Nissan и Lada, и станет новым этапом успешного сотрудничества. Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности АВТОВАЗа, лидера российской автопромышленности", — сделал сегодня оптимистичное заявление президент альянса Карлос Гон.
Таким образом, "АвтоВАЗ" фактически перейдет в собственность японско-французского альянса, а председателем совета директоров СП станет как раз Карлос Гон.  До 2014 года иностранцы собираются влить в компанию $750 млн или 23 млрд рублей. Renault вложит в СП 11,3 млрд рублей и получит 50,1% совместного предприятия, Nissan потратит 11,7 млрд рублей и получит 17% СП. "Ростехнологии" станут владельцами 32,9%.
Эксперты рассказывают, что большой пакет Troika Dialog остался фактически "бесхозным", его надо было пристроить в хорошие руки. В течение долгого времени велись кулуарные переговоры о том, чтобы освоить этот пакет. Но иностранцы боялись рисков и не хотели вкладываться в российское предприятие. "Ростехнологии", войдя в СП, в этом случае стали неким государственным гарантом стабильности.
Самому "АвтоВАЗу" будущее видится вполне радужным: согласно недавно опубликованной программе, компания собирается к 2017 году занять 24% рынка. Сейчас доля компании составляет лишь 18%. В планах "АвтоВАЗа" также масштабные инвестиции: в производство вложат 180 млрд рублей. На модели компании потратят 33% от всей суммы, на модернизацию мощностей — 12%, на детали и узлы шасси — 18%, а в модели, которые концерн будет выпускать после 2020 года, планируется вложить 8% от всех миллиардов.
По словам главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, к 2020 году "АвтоВАЗ" совместно с партнерами планирует выйти на ежегодный уровень производства более 1 млн автомобилей. В 2013 году компания будет производить 350 тыс. автомобилей в год. Выпускаться будут 5 моделей трех брендов — Lada, Renault и Nissan. С 2014 года "АвтоВАЗ" также начнет выпускать автомобили бюджетной марки Datsun.
Эксперты пока осторожны в прогнозах и призывают различать официальные планы компаний и тот сценарий, который может быть реализован в итоге. Сейчас есть два варианта развития событий: "АвтоВАЗ" может как упрочить свое положение на рынке, сохраняя бренд Lada, так и превратиться в сборочную площадку для иностранных компаний.
"Многое будет зависеть от того, как внутри компании будут распределены денежные потоки. Все зависит от того, насколько Renault-Nissan заинтересованы в собственном бренде "АвтоВАЗа", будут ли они выбирать лучшее из его линейки и продолжать производство этих моделей или собирать на этих предприятиях собственные автомобили. Существует и версия о том, что иностранцы просто купили конкурента", — отмечает Денис Демин, начальник аналитического департамента ИК "БФА".
Эксперт также напоминает о социальных последствиях сделки: есть существенный риск сокращения рабочих мест. Переход на новый технический уклад может серьезно снизить потребность предприятия в рабочей силе. Впрочем, эксперты все же придерживаются некоего среднего пути для "АвтоВАЗа".
"В ближайшие 2–3 года мы не ожидаем никакого сокращения производства автомобилей Lada. В России этот бренд остается лидером продаж. Если и будет какой-то производственный спад, то он будет связан с флуктуациями на внутреннем рынке. Однако в перспективе 5–7 лет сборка иностранных автомобилей на "АвтоВАЗе" будет, конечно, наращивать темп, для французов и японцев российский рынок очень интересен", — прогнозирует Алексей Рыбаков, начальник аналитического отдела ИК "Трейд-Портал".
Аналитики отмечают, что для иностранных компаний "АвтоВАЗ" жизненно важен в плане сборки их автомобилей.
"Имеется компания "Соллерс", которая занимается сборкой японских и корейских моделей. А вот французские авто кочевали по стране и не могли никак найти себе постоянного места для сборки. Полагаю, что как раз "АвтоВАЗ" и станет для них постоянно сборочной площадкой", — предполагает Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал".