Законопроект "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей" внесен в Госдуму

Автор фото: Вдовин Сергей

Правительство внесло в Госдуму проект закона о федеральном и региональных бизнес-омбудсменах. Они будут назначаться государством по согласованию с предпринимателями, а полномочия их будут на уровне советников. Но и это лучше, чем ничего, говорят потенциальные защитники предпринимателей.

Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Об этом сообщает пресс-служба парламента.
Федеральный бизнес-омбудсмен в России уже есть, этот пост занимает Борис Титов. Есть уполномоченные по защите прав предпринимателей и в некоторых регионах, в частности, в Петербурге. Однако правительство решило упорядочить процесс принятием общего закона.
Как сказано в законопроекте, федеральный бизнес-омбудсмен "и его рабочий аппарат являются государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами".
Назначать федерального защитника предпринимателей будет президент – "с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет". Более чем дважды подряд одно и то же лицо занимать этот пост не может (используется та же формулировка, что в Конституции при рассказе о президенте). Президент может прекратить его полномочия досрочно.
"Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим", но при этом "подотчетен президенту РФ", сказано в законе. Ежегодно омбудсмен должен представить президенту свой доклад, "содержащий в том числе оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности".
"Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности", — такова компетенция бизнес-омбудсмена.
После рассмотрения жалобы, в зависимости от своих выводов, омбудсмен может не принимать жалобу или, приняв, направить ее в органы власти или обжаловать в суде.
Если предполагаемое правонарушение совершено бизнесменом по одной из "экономических" статей УК РФ, то защитник предпринимателей может "без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых обвиняемых". Также он может запрашивать сведения в органах власти и беспрепятственно их посещать. Отвечать омбудсмену на все его вопросы и запросы нужно не более чем в 15-дневный срок.
Кроме того, закон дает ему возможность принимать участие в выездной проверке субъектов предпринимательской деятельности – если есть согласие заявителя. Также защитник бизнесменов может "выносить предписания по приостановлению ненормативных актов органов местного самоуправления" – но обязательным для исполнения это предписание не будет.
"Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов", — политкорректно сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Что касается местных (региональных) бизнес-омбудсменов, то предполагается, что у них будут такие же полномочия, как у федерального, в то же время полномочия защитников предпринимателей в каждом отдельном регионе будут определяться отдельным законом этого региона.
"Существующая практика работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей подтвердила, что это очень востребованный институт, — рассказывает глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. — Уже сейчас в его работе находятся сотни жалоб. Примерно треть из них связаны с уголовным преследованием представителей бизнеса. Очевидно, что такая масштабная работа должна быть подкреплена нормативной базой. Уполномоченному необходимы соответствующие права".
Говорить о том, будет ли бизнес-омбудсмену достаточно предложенных полномочий, пока рано, говорит один из кандидатов в защитники предпринимателей Петербурга, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров: "Я двумя руками за этот институт. А полномочия должны формироваться в процессе работы. Давайте начнем с чего-нибудь и по ходу дела разберемся".