Минтранс сократит длину лоцманской проходки в порту Приморск

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Ленинградская область, порт Усть-Луга. Тестовый пуск второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Танкер "Nevskiy Prospect" в порту Усть-Луга.

Минтранс хочет ограничить работу лоцманов в порту Приморск. Эксперты предполагагают, что это решение лишит танкеры квалифицированной помощи в самых опасных местах Финского залива и спровоцирует увеличение число разливов нефти у границы с Финляндией.

Министерство транспорта России намерено значительно сократить длину лоцманской проходки в порту Приморск. По оценкам экспертов, решение в случае его утверждения ударит по безопасности перевозокнефти — танкеры останутся без квалифицированной помощи в самых опасных местах Финского залива. В результате повысится риск аварийной ситуации, из–за которой в Балтийский залив могут вылиться тысячи тонн нефти. Проблема уже обеспокоила руководство ОАО «Транснефть», эксплуатирующего нефтеналивной терминал в порту.

Как отрезал

Проект приказа «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Приморск» появился на сайте Минтранса РФ в конце осени. «Сейчас длина лоцманской проводки составляет 20 миль, Минтранс же с помощью документа хочет сократить ее до 2–3, — говорит Кирилл Жаворонков, генеральный директор лоцманской компании «Альбатрос» (работает в портах Приморск и Усть–Луга). — Это значит, что танкерам сразу после выхода из акватории порта придется двигаться самостоятельно». А именно в этом месте, по его словам, начинается мелководье и высокая интенсивность движения.
«Уже через 10 минут танкер окажется на камнях, — уверен помощник гендиректора по безопасности мореплавания ООО «Спецморнефтепорт Приморск» (дочернее предприятие ОАО «Транснефть», эксплуатирующее нефтеналивной терминал в порту Приморск) Вячеслав Гай, — и нам придется черпать нефть ведрами из Финского залива».
По подсчетам Вячеслава Гая, в море только из одного танкера может попасть до 100 тыс. т нефти, что по объему сравнимо с железнодорожным составом длиной 40–50 км. Чтобы предотвратить опасную ситуацию, компания была вынуждена донести информацию до президента ОАО «АК «Транснефть» Николая Токарева, который направил письмо руководству министерства. Впрочем, конкретного ответа так и не получил. В случае дальнейшего отсутствия результатов в «Транснефти» не исключают, что напишут письмо на имя президента РФ.
«Текст обязательных постановлений еще не утвержден, поэтому не исключено, что в окончательном варианте документа могут быть учтены поступившие замечания», — заверили dp.ru в пресс–службе Минтранса.

Даешь монополию

По словам Кирилла Жаворонкова, порт Приморск — пока единственный терминал, в котором Минтранс планирует ограничить работу лоцманов. Как предполагают участники рынка, такое внимание чиновников министерства именно к этому порту может быть связано с тем, что в нем работает лишь частная лоцманская компания «Альбатрос».
Как считают участники рынка лоцманских услуг, со стороны нескольких чиновников Минтранса во главе с замминистра Виктором Олерским в последнее время прослеживается стойкое желание установить госмонополию на этом рынке. В частности, они пытаются протолкнуть законопроект о создании специального федерального бюджетного учреждения. Лишь его сотрудники получат право осуществлять лоцманскую деятельность. Первый вариант закона уже был отклонен в прошлом году, но недавно на сайте Минтранса появился документ с похожими формулировками. Чтобы у частных компаний не было ресурсов противиться инициативе, их пытаются максимально ослабить. «Уже сейчас за счет того, что государственная компания «Росморпорт» оказывает лоцманские услуги себе в убыток по откровенно демпинговым тарифам, частникам приходится работать на грани рентабельности за счет максимальной оптимизации издержек», — говорит директор некоммерческого партнерства «Национальное объединение лоцманских организаций» Виктор Рябоконь.
«В случае ограничения лоцманской проходки нам придется сильно урезать расходную часть бюджета, и мы не сможем покупать новые суда. То есть, по сути, нас вгонят в состояние стагнации», — говорит Кирилл Жаворонков.

Попытка сэкономить

По мнению Виктора Рябоконя, за документом также может стоять лобби судовладельцев, которым выгодно сокращение затрат на лоцманов. Сейчас стоимость проводки одного судна составляет примерно 300–400 тыс. рублей.
Всего на территории Петербурга и Ленобласти в настоящее время работают пять лоцманских компаний. Крупнейшая среди них — ФГУП «Росморпорт». Объем рынка, по подсчетам его участников, составляет 1–1,5 млрд рублей в год.