Рост лизингового рынка за 9 месяцев 2012 года составил 5%

За три квартала 2013 года рост лизингового рынка составил симовлические 5%. Эксперты связывают столь низкие показатели со слабой динамикой в сегменте железнодорожной техники.

Рынок лизинга за 9 месяцев 2012 г. вырос на символические 5 %, до 965 млрд рублей, рассказали dp.ru в пресс–службе рейтингового агентства «Эксперт РА». Доля госкомпаний сократилась с 59 до 53 %, топ–10 игроков — с 68 до 65 %. Тройка лидеров сохранилась: «ВЭБ–лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». По отраслям по–прежнему лидирует железнодорожная техника: за 9 месяцев 2012 года ее доля в общем объеме сделок составила 54 % (на 0,6 п.п. больше, чем в 2011 году).

Неопределенность потянула вниз

«В этом году слабую динамику сегмента железнодорожной техники определило падение цен на полувагоны, на остальных «нерозничных» сегментах сказалось общее снижение инвестактивности из–за экономической неопределенности», — уверен Роман Романовский, ведущий эксперт отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА».
Кроме того, по словам эксперта, на рынке было очень мало крупных сделок, которые составляют почти 70 % рынка, а небольшие лизинговые сделки играют скромную роль. Во–первых, наладить конвейер выдачи таких сделок сложно, во–вторых, привлечь финансирование под крупный проект зачастую проще, поясняет он.

Передел отраслей

По словам руководителя отдела маркетинга ГК «Балтийский лизинг» Евгения Колесова, одна из тенденций 2012 года — уменьшение доли грузового автотранспорта и строительной техники в общем объеме сделок. Максим Агаджанов, гендиректор ЗАО «Газпромбанк Лизинг», полагает, что сегодня существует очень высокий потенциал развития лизинга в сегменте авиатранспорта. В 2012 – 2016 годах планируется ввести в эксплуатацию 325 воздушных судов. «Перспективное направление в этой отрасли — лизинг самолетов для региональной авиации», — считает он, добавляя, что ожидает также развития в сегменте нефтегазового оборудования.

Будущее за подвижным составом

Участники рынка ожидают максимального объема сделок в IV квартале. «Невысокие темпы прироста рынка сохранятся и в 2013 году, чему способствуют высокая база роста и нестабильность в еврозоне — основном потребителе продукции крупнейших российских корпораций.
По мнению Максима Агаджанова, рынок уже не покажет таких темпов роста, как это было в посткризисные годы. «В 2013 году пессимистичный сценарий предполагает стагнацию или слабый рост рынка (менее 10 %) — при дальнейшем снижении цен на вагоны и слабом росте экономики. При оптимистичном сценарии (росте цен на подвижной состав и повышении инвестактивности) прирост новых сделок составит 15 – 20 %, а объем бизнеса — 1,55 – 1,7 трлн рублей», — полагает Роман Романовский.
По оценке Михаила Демченко, директора компании «Интерлизинг», рост рынка в 2012 году не превысит 10 %.
Максим Агаджанов считает, что по итогам 2012 года и в дальнейшем можно ожидать стабилизации темпов роста рынка на уровне 10 – 15 % в год от уровня прошлого года.