Пишем "аудит" - думаем о диагностике

Автор фото: Global Look Press

Первое, на что обращают внимание эксперты, говоря об аудите эффективности бизнес-процессов, - это условность термина "аудит".

"Наша работа не строится по типу бухгалтерского аудита, где основное - соответствие четкому образцу и стандартам. Правильнее называть наш аудит диагностикой проблем по разным направлениям деятельности компании", - говорит Александр Печерский, генеральный директор ИКФ "АЛЬТ".
Перечень причин, побуждающих заказчиков обращаться к услугам специалистов по управленческому консалтингу и организации процессного подхода в руководстве предприятиями, довольно длинный: от решения коммуникативных задач до анализа причин снижения прибыльности основных показателей. "Хотя формулировка причин потребности в аудите может быть разной, толчком зачастую служит недостаточное понимание руководством предприятия того, какие именно проблемы мешают получать важные для бизнеса результаты", - считает Константин Фаллер, руководитель департамента управленческого консалтинга группы "ПРАУД". Это значит, что во многих случаях диагностическая работа консультантов начинается с описания, обнаружения проблемы или ограничивается данным консультированием. "Чтобы оптимизировать производственные процессы, их нужно верно назвать, проанализировать работу предприятия", - подчеркивает Александр Печерский.
Бывает, что заказчик аудита бизнес-процессов ставит перед консультантами задачу "описать процессы как есть". Но, если процессный подход к управлению на предприятии не реализован, предупреждает Константин Фаллер, детальное описание "как есть" с формализацией окружения процессов может стать пустой тратой времени и денег. "Если в компании есть проблемы на уровне руководителей высшего звена и необходимо определить их природу, возможно, подойдет формализация процессов в виде крупных блоков с соответствующими характеристиками и наложением их на существующую структуру", - советует эксперт.
В ситуации, когда необходимо определить эффективность поддержки бизнес-процесса информационной системой и сделать выводы о целесообразности развития управления процессом, может потребоваться детальная проработка процесса с четкой привязкой ИТ-функций существующей системы к бизнес-функциям процесса "как есть".
Константин Фаллер отмечает, что сегодня аудит эффективности бизнес-процессов чаще всего связан с низкой результативностью производственного процесса, с проблемами излишних трудозатрат и рисками несоответствия требованиям, а также с комбинацией этих проблем.
"В последнее время, - подчеркивает Олег Семенов, директор петербургского филиала "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International", - становятся популярны не основные, а сопутствующие услуги по аудиту и консалтингу, среди которых автоматизация функций финансового планирования и бюджетирования, ИТ-аудит. Востребованы услуги по аудиту/диагностике работы кадровой службы, анализу отдельных учетных операций, налоговому консалтингу и другие".
По мнению экспертов, спрос на данные услуги будет расти быстрее традиционных (обязательный аудит). Александр Печерский считает сильным драйвером в области зарождения в России управленческого консалтинга ИТ–аудит, тогда как привычный аудит эффективности бизнес-процессов - это вполне классическая услуга в сфере консалтинга.
Основная проблема - это нехватка квалифицированных сотрудников аудиторских компаний и повышение квалификации действующих работников. "Рынок аудиторских и консалтинговых услуг - это конкурентный рынок, в погоне за клиентами недобросовестные компании демпингуют, предлагают услуги ниже себестоимости, и, как следствие, качество услуг низкое", - подчеркивает Олег Семенов.