Спрос диктует функции

Автор фото: Яндолин Роман

Несмотря на повышение деловой активности, конференц-залы по-прежнему убыточны для многофункциональных комплексов.

Клиенты предпочитают конференц-залы гостиниц из-за сервиса и кейтеринга, а владельцам многофунк­циональных комплексов (МФК) некогда искать специалистов для развития event-бизнеса. Соотношение функций в МФК и их количество в каждом случае индивидуально и может варьироваться в зависимости от местоположения комплекса. В основном в МФК на первых этажах размещается торговая галерея, на остальных площадях реализуется офисная функция, реже представлена гостиничная составляющая.
"В современных многофункциональных комплексах преобладают разные функции, мейнстрима не существует. Львиную долю в МФК занимают те бизнесы, которые приносят стабильный и гарантированный доход: это офисный центр, возможно, торговый. Тем не менее количество площадей, которые раньше считались непрофильными и были небольшим придатком к МФК, сейчас растет - это гостиницы, апартаменты", - комментирует Александра Славянская, генеральный директор ГК "Овентал".
"Конференц-составляющая в МФК, в котором есть бизнес-центр и торговая галерея, не самая распространенная функция. Наличие конференц-зала не ведет напрямую к росту арендного дохода. Магазины не дают конференц-залам синергии. Да и среди офисных арендаторов постоянный спрос на регулярное проведение массовых мероприятий практически отсутствует", - комментирует Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости "S.A. Ricci Санкт-Петербург".
Исключение составляют компании, занимающиеся сетевым маркетингом, поскольку их деятельность подразумевает постоянное проведение конференций и семинаров. Другая важная проблема, которая часто исключает появление конференц-составляющей в МФК, - отсутствие на рынке профессиональных управляющих компаний, которые могли бы арендовать помещение для конгрессов и уже самостоятельно занимались бы организацией мероприятий, принося собственнику стабильный арендный доход. Девелоперу проще построить несколько сотен дополнительных метров офисов и сдать их в аренду, чем нагружать управление МФК дополнительными функциями по организации конференций.
Наиболее привлекательными и пользующимися большим спросом пока остаются конференц-залы при гостиницах. Если в составе МФК реализуется проект гостиницы, то присутствие конференц-зала будет вполне ожидаемо.
"Я недавно встречалась с управляющими сетями Hilton и Rezidor, так вот, могу сказать, что них совершенно четкая направленность: они строят конференц-отели, при которых могут быть небольшие офисные площади. Почему? Потому что это направленность их бизнеса, с аренды конференц-залов они зарабатывают подчас больше, чем с продажи номеров", - рассказала Александра Славянская.
Гостиничная составляющая подходит не для всех МФК, что связано и с логикой покупательского поведения. "МФК сегодня - это, прежде всего, объединение торговой, офисной и развлекательной функций. Эта тенденция связана с потребительским поведением, рыночной совместимостью, уровнем доходности функций", - считает Мария Скворцова, руководитель департамента аренды ОАО "БТК девелопмент".