Один кран или 10 грузовиков

Автор фото: Яндолин Роман

Аренда грузоподъемной техники в последние годы демонстрирует высокие темпы роста — на уровне 30 % ежегодно. Этому способствуют оживление строительной отрасли и высокий спрос на соответствующее оборудование.

Сегодня грузоподъемная техника — это широкий спектр разнокалиберных устройств для манипулирования грузами. С их помощью груз перемещают, поднимают, закрепляют и т. п. Такое оборудование — неотъемлемая и порой незаменимая вещь в сельском хозяйстве, строительстве, грузоперевозках, добывающей отрасли, промышленности.

Восемьдесят на двадцать

Лизинговые коммерческие компании характеризуют этот сегмент аренды как очень перспективный, ликвидный, довольно простой и понятный. Именно поэтому лизинг грузоподъемной техники обычно осуществляется по упрощенным процедурам и особых требований к компании–лизингополучателю не предъявляется. В свою очередь, компании — потенциальные клиенты обращаются за лизингом этой техники, видя в нем выгодный способ увеличить и обновить парк строительной и грузоподъемной техники, не изымая из оборота денежные средства. В результате доля сделок по лизингу грузоподъемного оборудования может доходить до 80%. Структура лизингополучателей варьируется от компании к компании.
В "ПН–Лизинг", по словам его директора Романа Маланина, в сегменте грузоподъемного оборудования большую долю составляют строительные компании жилой и коммерческой недвижимости. Затем идут операторы складских комплексов и перевалочных объектов инфраструктуры. Замыкают топ–3 лизингополучателей дорожно–строительные компании и ретейлеры.
В компании "Ренессанс Лизинг СПб" структура лизингополучателей на 80% состоит из производственников и лишь на 20% из строительных компаний. "У производственников большим спросом пользуются мини-краны и погрузчики, которые активно используются в цехах и складских помещениях. Прирост количества заявок - около 15% в год", — комментирует Анна Давыдова, генеральный директор компании "Ренессанс Лизинг СПб". Она также добавляет, что техника данного сегмента помимо достаточной ликвидности также характеризуется дешевизной в плане страхования, а работа с ней не влечет за собой особых финансовых рисков для лизинговой компании.

Кто не рискует

Основные виды грузоподъемной техники, которую активно используют в строительстве и ретейле, — автокраны, подъемники, строительные лифты и, конечно, разносортные погрузчики. При этом строительные компании весьма активны в обновлении техники, ведь жизненный цикл составляет менее 5 лет по причине жестких условий эксплуатации.
"Сегмент грузоподъемной техники очень привлекателен в финансовом плане — одну заключенную сделку по кранам с точки зрения выгоды можно сравнить с 10 сделками по самосвалам или КамАЗам", — говорит Павел Бурдейный, начальник отдела лизинга автотранспорта компании "Зест". Однако он добавляет, что в случае отказа сбыть такую — уже б/у — технику лизинговой компании будет непросто.
Впрочем, несмотря на всю свою привлекательность, данный сегмент нельзя назвать нерискованным.
Во–первых, для строительного бизнеса характерна сезонность, так что лизинговым компаниям приходится это учитывать. Кроме того, по словам Сергея Загорского, коммерческого директора ООО "Петербургская лизинговая компания", современный тренд — это строительство федеральных и муниципальных объектов, деньги на которые выделяются значительными объемами по сметам, однако зачастую лишь к концу календарного года. Соответственно речь может идти об отложенном спросе на услуги лизинговых компаний.
"Не секрет, что строительный рынок — один из тех, на котором существенно отражаются экономические кризисы. Я бы охарактеризовал текущую ситуацию в целом как перспективную, но с поправкой на фактор инерции строительного рынка. Участники рынка активно заключают сделки, привлекают лизинговые источники заемного капитала, однако лизингополучатели стали более осторожны в принятии решений об инвестициях и привлекают в качестве финансовых партнеров только проверенные временем и опытом лизинговые компании. В то же время некоторые лизингополучатели предпочитают покупать технику на свои средства и таким образом избегать займов. В целом ситуацию можно оценить как позитивную, рынок предложений лизинговых компаний и рынок платежеспособного спроса лизингополучателей уравновешен", — рассказывает Сергей Загорский.

Все на подъеме

По большому счету спрос на грузоподъемную технику пока существенно не поменялся, однако, по мнению экспертов, к концу 2012 г. он может оказаться ниже, чем был в аналогичном периоде прошлого года. В целом же участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом и предрекают, что сегмент лизинга грузоподъемной техники будет по–прежнему расти на 25–30% ежегодно, а лизинг в данном сегменте в целом останется лидирующей формой экономических отношений.