По второму кругу

Автор фото: Global Look Press

Что объединяет Сергея Эмдина (аэропорт Пулково), Игоря Костина ("Силовые машины"), Дмитрия Конова ("Сибур") и еще некоторых руководителей петербургских компаний, помимо их высоких должностей? Каждый из них в свое время получил образование за границей.

Все эти руководители (и это лишь часть топ–менеджеров) в свое время учились за рубежом. Так, Сергей Эмдин, генеральный директор ООО "Воздушные ворота Северной столицы", компании, управляющей аэропортом Пулково, окончил в США бакалавриат Канзасского университета, Гарвардскую бизнес–школу. Игорь Костин, генеральный директор ОАО "Силовые машины", получил степень МВА в бизнес–школе университета Нортумбрия (г. Ньюкасл, Великобритания). А Дмитрий Конов, председатель правления, директор ООО "Сибур", окончил в Лозанне (Швейцария) бизнес–школу IMD. Таких топ–менеджеров, у которых за плечами есть годы учебы в других странах, по данным исследований, не более 5–6%. Причем больше трети получали образование в Европе, остальные — в США.

Жажда знаний

Россиян, которые хотят получить образование за границей, с каждым годом становится все больше, говорят эксперты. И это несмотря на то, что на это уходит больше сил, времени и денег, чем на учебу в своей стране. Так, 80% нынешних студентов, опрошенных недавно порталом для молодых специалистов Career.ru, заявили, что отправились бы учиться за границу хоть сейчас, была бы на то возможность.
"В 2010 г. в Великобритании обучалось почти 4 тыс. студентов из России, большая их часть — на программах последипломного образования, которые предполагают получение степени от магистра и выше", — рассказывает менеджер образовательных проектов Британского совета Никита Шилеев.
Старший менеджер образовательных программ компании "Ай Класс" Ксения Иванова говорит, что во все страны, кроме Финляндии, чаще всего российские студенты едут, уже имея диплом российского вуза. Популярность получения постдипломного образования за рубежом выросла после перехода России на международную двухуровневую систему высшего образования. Степень бакалавра россияне получают на родине, а за следующей степенью — магистра — едут в Европу и США. Среди отправляющихся учиться за границу преобладают выпускники университетов в возрасте 22–23 лет, меньше студентов 26–27 лет, слушателей более старшего возраста единицы, замечают специалисты по зарубежному образованию.

Карта вузов мира

Традиционно первые места среди стран, которым отдают предпочтение студенты из России, занимают Великобритания, Франция и Германия. Но в последнее время растет спрос и на образование в США. "Люди обратили внимание на перспективы обучения в Штатах, так как там есть возможность остаться, чтобы получить опыт работы. В Европе это сделать гораздо сложнее", — поясняет старший менеджер по обучению за рубежом компании "ИнсайтЛингва" Екатерина Якимайнен.
В Скандинавию, хоть она и находится ближе, едут реже, потому что там дороже. Так, в 2010 г. стало платным образование в Швеции для граждан стран, не входящих в Европейский союз. "Этот закон начали применять с осеннего семестра 2011 г., — рассказывает координатор по вопросам культуры и СМИ Генерального консульства Швеции в Петербурге Алина Грицкова. — С этого момента количество желающих поступить в университеты Швеции заметно снизилось".

Бизнес по западной модели

Получить постдипломное образование можно по разным специальностям. Но общая тенденция такова, что наибольшим спросом пользуется бизнес–образование, в том числе программы МВА. "Я уже 2 года был начальником отдела финансового планирования и анализа, когда принял решение получать MBA в США, — рассказывает Никита Пляскевич, обучающийся на втором курсе программы MBA в Tuck School of Business при Дартмутском колледже (штат Нью–Хемпшир, США). — Почему МВА? Хотел прервать некую прямолинейность своей карьеры". Целью было также научиться принимать стратегические решения и системно подходить к управлению как сотрудниками, так и организацией. Страна также была выбрана осознанно. "Это родина бизнес–образования и, собственно, современного бизнеса в самом широком смысле", — комментирует Никита Пляскевич. Несмотря на все проблемы, США, по его мнению, по–прежнему остаются мощнейшей экономикой, и, как следствие, именно там находятся лучшие бизнес–школы.
"MBA — это прежде всего бизнес–образование, а есть ли в российских бизнес–школах достаточное количество успешных бизнес–гуру, которые смогут дать необходимые для управленца знания и навыки?" — задает риторический вопрос Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. По ее мнению, для человека, желающего получить бизнес–образование, выход из этой ситуации в том, чтобы либо найти школу, которая приглашает зарубежных преподавателей в Россию, либо ехать учиться за границу.

Широкие интересы

В восприятии стран у россиян уже есть сложившиеся образовательные предпочтения. Так, во Францию едут получать экономические, филологические и искусствоведческие знания. Хотя, как замечает руководитель представительства французского государственного агентства КампюсФранс в Петербурге Марина Щелкунова, стало меньше тех, кто хочет продолжить свое филологическое образование. "Все чаще кандидаты–филологи находят для себя интересные междисциплинарные программы", — говорит она.
В Швецию едут учиться архитектуре, медицине, IT. Директор международных академических программ EF Education First Екатерина Акинина к этому списку добавляет еще гостиничный бизнес и туризм. В последнее время набирает популярность также образование в сфере логистики и международного права, замечает Екатерина Аникина и объясняет, что "предпосылка к росту интереса по этим направлениям — вступление России в ВТО, а также интерес российских компаний к выходу на международные рынки". "С каждым годом популярность специальностей креативной индустрии растет, — подтверждает Никита Шилеев. — Все большее количество едет учиться дизайну, журналистике, медиа".

Нас ждали, нам рады

Студентов из России охотно принимают в ведущие вузы мира прежде всего потому, что они хотят учиться и показывают хорошие результаты. Зарубежные вузы высоко оценивают уровень высшего образования в России, поэтому берут российских студентов на свои образовательные программы весьма охотно. "Большинство европейских вузов имеют интернациональный состав, — комментирует Екатерина Якимайнен. — Большую долю занимают студенты из Азии. Именно поэтому европейские вузы всегда рады принять студентов из России, которые работоспособностью и желанием учиться не уступают азиатским студентам, а по менталитету больше похожи на студентов из Европы". Слушатели из России радуют зарубежных преподавателей широким кругозором, способностью быстро адаптироваться, амбициями, отмечают эксперты.

Практика и теория

"Одно из преимуществ обучения в известной бизнес–школе — сильное сообщество студентов и выпускников (network), — говорит Никита Пляскевич. — Именно здесь можно обзавестись очень хорошими и нужными связями". Часто учебные заведения помогают своим студентам в трудоустройстве. Например, проводятся брифинги с представителями транснациональных корпораций и небольших компаний, устраиваются "экскурсии" в офисы этих организаций. Как правило, почти все студенты бизнес–школ, прошедшие практику в большой или небольшой компании, получают предложение о трудоустройстве по окончании учебы. Но даже если речь не идет о получении работы, простая возможность стажировки по своей специальности в зарубежной компании имеет много преимуществ. В первую очередь это получение навыков по построению бизнес–отношений. А также изучение бизнес–культуры, не говоря уже о создании круга профессиональных знакомств.