ХК "Форум"рассчитывает привлечь 30 млрд рублей в порт "Бронка", наняв известного петербургского банкира Юрия Новикова

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Пресс-конференция, посвященная старту юбилейных программ по случаю 80-летия ФИНЭКа. На снимке: Юрий Новиков, Северо-Западный региональный центр Банка "Возрождение" и Леонид Тарасевич, президент Санкт-Петербургского университета Экономики и Финансов.

Новым заместителем директора холдинговой компании "Форум" стал бывший заместитель председателя правления банка "Возрождение" Юрий Новиков. Ранее он работал директором по экономике и заместителем председателя правления банка "ПСБ", президентом банка "Санкт–Петербург", а также возглавлял Северо–Западный Телекомбанк.

" Возрождение " и " Форум " связывают давние партнерские отношения. Этот финансовый институт кредитовал реконструкцию здания Единого центра документов (ЕЦД), принадлежащего "Форуму", а также осуществляет расчетно–кассовое обслуживание арендаторов ЕДЦ.
Теперь приоритетный проект холдинга — строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) "Бронка" на территории нового грузового района Большого порта Петербурга, расположенного на южном берегу Финского залива. И в связи с переходом в активную стадию строительства холдингу потребовался крупный специалист по привлечению инвестиций. На банкира в холдинге возлагают большие надежды.

Портовый банкир

Общий объем инвестиций в ММПК оценивается в 58,9 млрд рублей. Из них 15,2 млрд рублей — это федеральные средства на дноуглубительные работы и подготовку акватории. Еще 43,7 млрд рублей — частные инвестиции. Причем ХК "Форум" готова вложить в проект не более 30% собственных средств, то есть около 13 млрд рублей, а остальные 30 млрд должен будет найти Юрий Новиков. Частные средства пойдут на возведение причалов, инженерных сетей, портовых зданий, сооружений и закупку оборудования.
Плюс к этому по мере загрузки порта инвесторам придется вложиться в расширение железнодорожных подъездов. С дефицитом пропускной способности железной дороги сталкиваются практически все порты, расположенные в Ленобласти. В Октябрьской железной дороге (ОЖД — филиал РЖД) сообщили, что по проекту "Бронка" уже обращались с заявлением о реконструкции железнодорожной инфраструктуры, однако это частный проект и ОЖД там делать ничего не планирует. По сложившейся в России практике владельцы терминалов за свой счет тянут рельсы от терминала к путям общего пользования РЖД. Впрочем, пока вопрос о прокладке новых железнодорожных путей перед холдингом остро не стоит. Для начала предстоит достроить причалы.
Юрий Новиков — сильный профессионал. Неудивительно, что он пришел заниматься финансовым управлением в проекте такого масштаба. Для такого топ–менеджера не должно быть проблемой привлечь финансирование в $1 млрд. Такие деньги, как правило, привлекаются в виде субординированных кредитов под обеспечение. Кредиторами могут быть и российские, и западные банки. Холдинг "Форум" занимался проектами для правоохранительных структур, которые он не афиширует. Вообще компания большая, ее топ–менеджмент обладает обширными связями. Это поможет привлечь кредиторов.
Сергей Щербаков
советник председателя совета директоров строительного холдинга Normann

Ключевой момент

ХК "Форум" уже инвестировала более 6 млрд рублей в строительство первой очереди "Бронки", состоящей из шести причалов. "Построено четыре причала, еще два завершим в середине следующего года", — говорит Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс". Эта дочерняя структура "Форума" ведет строительство ММПК.
Продолжение работ невозможно до начала дноуглубления. Оно должно было начаться еще в 2011 году, но только в конце прошлого года министр транспорта РФ Игорь Левитин подтвердил намерение выделить из федерального бюджета ФГУП "Росморпорт" 15 млрд рублей на дноуглубительные работы.
"По проекту часть грунта из канала Росморпорт должен положить в тело причала. И пока Росморпорт не положит нам грунты, мы не сможем продолжать строительство, иначе у нас все сети, канализация будут висеть в воде, — объясняет Алексей Шуклецов. — Но мы не сомневаемся, что федерация выполнит свои обязательства, дноуглубительные работы вскоре начнутся и мы сможем завершить строительство, как планировали, к 1 января 2016 года".
Нанять на работу человека, умеющего разговаривать с банкирами на их языке, — логичный шаг для корпорации, планирующей привлекать крупные суммы на финансирование своего проекта. Однако на первом месте в списке приоритетов у кредиторов все же стоит наличие у заемщика надежного залога. Не хуже этого может сработать государственная поддержка проекта, лучше всего в виде гарантии возврата средств со стороны бюджета. На втором месте, пожалуй, стоит качество самого проекта. Если же у кредиторов возникнут сомнения в будущей загрузке порта, никакой банкир–толмач не спасет.
Александр Пирожков
редактор отдела "Новости" газеты "Деловой Петербург"

Стратегический просчет

Запуск нового ММПК увеличит пропускную мощность Большого порта Петербурга по обработке контейнеров почти в 1,5 раза. Это существенно обострит конкуренцию среди стивидоров (компаний, арендующих или выкупающих портовое имущество для разгрузки и загрузки судов), большая часть мощностей которых сегодня и так не загружена.
Новый терминал обладает существенными преимуществами по сравнению с терминалами в Петербурге и Усть–Луге. Дело в том, что канал, ведущий в петербургский порт, очень узок. По нему в одну сторону за 3 часа может пройти только одно крупное судно. Запуск "Бронки" позволит сократить время в пути как минимум вдвое. А у Усть–Луги "Бронка" выигрывает за счет удачного расположения вблизи кольцевой автодороги.
Проектная мощность нового ММПК — 1,9 млн TEU (20–футовый контейнер) в год. Между тем за 2011 год стивидоры Большого порта Петербурга перегрузили около 2,4 млн TEU, а в этом году объем перевалки может превысить 2,5 млн TEU, что существенно ниже возможностей стивидоров — они могут перегрузить за год 3,3 млн TEU. Еще 3 млн TEU может обработать Усть–Лужский контейнерный терминал (входит в Национальную контейнерную компанию, подконтрольную группе First Quantum Виталия Южилина).
Такой дисбаланс спроса и предложения сложился в результате крупных инвестиций в развитие мощностей по перевалке контейнеров за последние годы, основанных на ошибочных прогнозах стивидоров — они рассчитывали, что с середины 2000–х годов грузооборот в контейнерах будет увеличиваться на 15–20% ежегодно, прежде всего за счет импорта.
Однако мировой финансовый кризис, настигший Россию осенью 2008 года, спутал все карты. Объем перевозок существенно сократился. Его снижение совпало с введением новых мощностей. Так, UCL Holding Владимира Лисина вложил 5,2 млрд рублей в модернизацию Контейнерного терминала Санкт–Петербурга (бывшая Четвертая стивидорная компания), увеличив его пропускную способность до 500 тыс. TEU в год. После запуска обновленных мощностей в 2011 году терминал был загружен менее чем на 30%, а по итогам этого года загрузка может превысить 50% проектной мощности.
В сложившейся рыночной ситуации контейнерные терминалы работают с минимальной маржой, некоторые из них приостановили инвестиции в развитие до лучших времен. "Появление новых контейнерных терминалов вряд ли приведет к обвалу ставок. Они уже сформировались, и борьба за клиента идет в качестве обслуживания", — говорит генеральный директор Выборгского порта Ольга Лукина.
Лишним терминал "Бронка" не будет, он сможет оттянуть на себя часть грузов из Петербурга, уверен Андрей Карпов, председатель совета директоров ООО "Дорн". По его мнению, количество контейнерных грузов, приходящих в Россию, будет только нарастать, и возможно, что к 2016 году новые мощности будут весьма кстати.