К 2020 году в России должно быть построено 14 тысяч километров дорог

К 2020 году в России должно быть построено 14 тыс. км дорог и 2,5 тыс. км железнодорожных путей. Но сейчас транспортная инфраструктура не отвечает потребностям страны, констатировал Дмитрий Медведев. Если строить дороги такими темпами, понадобится тысяча лет, подсчитали министры.

К 2020 году в России должно быть построено 14 тыс. км дорог и 2,5 тыс. км железнодорожных путей, заявил в пятницу Дмитрий Медведев на заседании правительства. Правительство рассматривает программу развития транспортной системы на 2013-2020 годы.
Мощности морских портов должны увеличиться на 356 млн тонн, также планируется "привести в порядок" 100 взлетно-посадочных полос на аэродромах.
Предполагаются и другие позитивные последствия строительства новых дорог и улучшения управления: число происшествий на транспорте должно снизиться на треть, транспортные издержки — на 12-16%, экспорт транспортных услуг увеличится вдвое, мобильность населения — в полтора раза.
"За последние 10 лет было построено более 1 тыс. км новых железных дорог, порядка 32 тыс. км автомобильных трасс с твердым покрытием; грузооборот транспорта вырос за это время больше чем на треть — на 36%, а перевозка пассажиров — больше чем на четверть", — рассказал Медведев.
Теперь главные цели, по словам премьер-министра, таковы: повысить безопасность транспортной системы, увеличить доступность транспортных услуг для населения, повысить эффективность работы транспорта и снизить издержки, использовать транзитное географическое положение России на мировом рынке транспортных услуг.
В будущем транспортная инфраструктура России будет хорошей, выразил надежду Медведев, констатировав при этом, что сейчас она таковой не является: "Современная транспортная инфраструктура не отвечает потребностям развития страны: дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта. Это мешает проводить и диверсификацию экономики, и просто формировать конкурентную среду, развивать предпринимательскую активность".
Премьер-министр привел некоторые примеры: "Протяженность проблемных по пропускной способности участков железнодорожных линий составляет свыше 7 тыс. км. Где еще, в какой стране такие есть цифры? Только 8% автомобильных дорог имеет многополосную проезжую часть, я имею в виду федеральные дороги. Износ основных фондов по отдельным видам транспорта тоже всем известен: он достигает 50%".
Ранее со своей оценкой качества российских дорог выступила прокуратура: по данным надзорного ведомства, более половины дорог не соответствуют нормативам.
Эксперты в первую очередь обращают внимание на то, что запланированные правительством объемы дорожного строительства не так уж велики. В частности, Китай в год строит примерно столько же, сколько планируется построить в России за восемь лет.
Понимают это и в правительстве. Если строить по 500 км в год, то на подготовку разветвленной сети дорог понадобится тысяча лет, подсчитал на заседании правительства министр регионального развития Игорь Слюняев. Дмитрий Медведев назвал такую оценку "безрадостной" и отправил программу на доработку.
"Сегодня дорожный рынок постепенно собирается в руках двух-трех крупных компаний, — отмечает глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов. — Для них таких объемов вполне достаточно. Вопрос в том, хватит ли таких объемов рынка для остальных".
Эксперты предлагают правительству учитывать интересы не только крупных компаний — это пойдет на пользу и рынку, и экономике. "Это прикладной вопрос, — рассказывает Кирилл Иванов. — Вы готовите тендер, и можно продавать один большой участок или делить его на несколько маленьких. Если идти по первому пути, на рынке останутся только крупные компании".
А если на рынке останутся только крупные компании, это немедленно скажется и на ценах, и на качестве.