Радиоуправляемый бизнес

Автор фото: Грин Евгений

Илья Лесничий (26 лет) увлекся судомодельным спортом еще в первом классе. Будучи студентом, он стал преподавателем судомодельного кружка во Дворце творчества юных, а в 24 года открыл собственную компанию - ООО "Пингвин Хобби Маркет" по производству и продаже радиоуправляемых самолетов, лодок и машин.

"Перед тем как открыть свою компанию, я 7 месяцев работал продавцом-консультантом в магазине у конкурента, чтобы выяснить, как и что продается, откуда брать товар и какую выручку можно получать", - рассказывает молодой человек. По его словам, он решил монетизировать свое хобби после того, как его первый бизнес - клининговая компания LVR (в партнерстве с Евгением Веселовым) - перестала требовать пристального контроля.
Илья основал "Пингвин Хобби Маркет" в 2010 году. Соучредителем выступил Николай Мнев, владелец компании "Мнев и К", производящей резиновые лодки и катера.
Название компании выросло из сленга, принятого в судомодельном кружке Дворца творчества юных, - пингвинами (то есть нелетающими птицами) называют всех новичков. По словам Ильи, имя не самое удачное для рекламы, но зато запоминается с первого раза.
Вначале было много ошибок. Первый магазин - на пл. Калинина - потребовал инвестиций в размере 3,5 млн рублей (личные средства Ильи и Николая). Однако, проработав полгода, он закрылся. "Мы выбрали неправильное место - промзона далеко от метро. Мы искали хорошие условия по аренде, но не подумали о покупателях", - признается Илья.
Тогда он кинулся в другую крайность и открыл магазин на Большом пр. Петроградской стороны. Он закрылся спустя 3 месяца с большими убытками: продажи так и не смогли покрыть аренду.
Сейчас в Петербурге работает семь торговых точек "Пингвин Хобби Маркет" в различных торговых комплексах (в декабре откроется новый магазин).
Товар приходится покупать по предоплате и самостоятельно везти его из США, Китая, Европы, Кореи и Тайваня. Оборот одного магазина - около 1 млн рублей в месяц.
По словам Ильи, у компании довольно долгое время были проблемы с позиционированием - радиоуправляемыми моделями интересуются как профессионалы, так и любители разного уровня.
Илья называет рынок диким: "В 2008-2009 годах можно было заработать большие деньги на оптовых поставках моделей из Китая". Сейчас оптовая торговля приносит компании 1,5-2 млн рублей в месяц. По его словам, в России всего три крупных производителя радиоуправляемых моделей самолетов и автомобилей.
В свое время Илья тоже пытался наладить собственное производство - двигателей внутреннего сгорания для радиоуправлемых моделей. "Мы бросили много сил и 4-5 млн рублей, но не учли, что двигатели, которые нравятся нам, как профессионалам, не востребованы на массовом рынке, - рассказывает Илья. - Модели с двигателями внутреннего сгорания быстро развивают большую скорость, но очень сложны для управления". Двигатели даже экспортировались в США, однако в итоге производство было заморожено.
В Петербурге с розницей работает 10 компаний. Всего объем рынка в розничном сегменте составляет 40 млн рублей в месяц, в оптовом - 20 млн рублей в месяц.
Как рассказывает председатель Федерации авиамодельного спорта Петербурга Василий Лукашов, первый магазин радиоуправляемых моделей был открыт в городе в 2000 году. Это была компания "Планета Хобби", которая до сих пор считается крупным игроком в Петербурге и крупнейшим оптовым поставщиком в стране. Среди других конкурентов: сеть "Хобби Остров" (два магазина в Петербурге и один в Магнитогорске) и "Той энд Хобби" (один магазин).
"Начинающей компании обязательно нужно привлечь моделистов, - считает Василий Лукашов. - Им нужно предоставлять узкоспециализированные вещи, которые продаются не массово, но именно моделисты - наиболее благодарная и постоянная часть клиентов".
По оценкам Василия Лукашова, в Петербурге 100-150 таких специалистов, которых необходимо зацепить, чтобы запустить сарафанное радио. При этом он добавляет, что на одних моделистах построить бизнес невозможно и надо ориентироваться на простых людей, которым необходимы готовые решения под ключ: недорогие решения из так называемого подарочного сегмента.