Мигрантов вытеснят из транспорта и строек

Автор фото: Евгений Асмолов

Петербургский парламент предлагает радикально ужесточить наказание для нелегальных мигрантов и работодателей, которые используют их труд. Сильнее всего это затронет транспортные предприятия и строительные компании.

Для Петербурга квота на иностранную силу в этом году составляет 166 тысяч человек, при этом, по самым скромным официальным оценкам, общее количество трудовых мигрантов превышает 1 млн человек. "Это значит, что все приезжие, чья численность превышает официальные квоты, находятся в Петербурге в статусе туристов. Но они не ходят в музеи и театры, а нелегально работают на стройках и в магазинах", – так автор проекта, депутат Андрей Анохин, объясняет необходимость ужесточения ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Во втором чтении законопроект был существенно переработан и дополнен новыми нормами. Например, мигрантов перед въездом в Россию предлагают обязать сдавать анализы на ВИЧ и отсутствие наркотической зависимости. Каждый иностранец, прибывающий в Россию в безвизовом порядке, должен сдавать отпечатки пальцев и обязан иметь счет в банке на сумму не менее 6 МРОТ (примерно 42 тысячи рублей). Эти средства, по мнению Андрея Анохина, позволят покрыть затраты на их выдворение за пределы страны, не допустить повторного въезда в страну нарушителей закона. Депортировать предлагают после двух нарушений закона в течение одного года.
В петербургской региональной общественной организации соотечественников Узбекистана "УМИД" заявили, что 42 тысячи рублей – неподъемная сумма для большинства их земляков. Это лишит их возможности приезжать в Россию на заработки.
Кроме ужесточения требований к мигрантам инициатива вводит новые правила для  работодателей. Самые серьезные последствия – для транспортной отрасли. Законопроект полностью запрещает иностранцам работать водителями автобусов и маршрутных такси. Сейчас большинство водителей на коммерческих маршрутах – это мигранты.
"С учетом катастрофического кадрового голода и полного развала системы подготовки водителей для общественного транспорта ничего хорошего из этой инициативы не будет. Города-миллионники, особенно такие мегаполисы, как Москва и Петербург, просто встанут, – уверен первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. По его словам, занять освободившиеся рабочие места российскими гражданами не получится: в 5-миллионном Петербурге, где 10 тысяч единиц общественного транспорта, права категории D ежегодно получают всего 200-300 человек. Участие "Третьего парка" в ярмарках вакансий в городах Северо-Запада, чтобы привлечь водителей, оказалось безрезультатным. "Выяснилось, что даже в Архангельске в общественном транспорте работают узбеки", – говорит Михаил Богданов.
Не менее серьезные последствия ожидают строительную отрасль. Если во время проверки миграционной службы на стройплощадке найдут нелегалов, компанию предлагают автоматически лишать разрешения на строительство и членства в саморегулируемой организации (СРО), а руководителя – дисквалифицировать на срок от года до трех лет. Повторное вступление в СРО, а значит, и получение допуска к строительным работам возможно только после окончания срока дисквалификации. То есть деятельность застройщика может быть парализована на несколько лет.  
"Странно, что депутатов не заботят социальные последствия от принятия этого закона. Кто будет решать вопросы с тысячами дольщиками, которые купили квартиры в этих объектах, если у компании отзовут разрешение на строительство и стройка будет остановлена? – спрашивает генеральный директор "Ленстройтреста" Александр Лелин.
По его словам, россияне не горят желанием работать на стройплощадке "на холоде, с кирпичами, с железом, со сваркой". "Возможно, если увеличить зарплаты вдвое, удастся нанять россиян, но это приведет к росту стоимости квадратного метра", – прогнозирует Александр Лелин.  
"В Госдуму поступают тысячи инициатив из регионов, большинство которых годами ждут рассмотрения. Принимаются и становятся законами единицы. Поэтому я практически уверен, что проект Анохина оставят без движения", – настаивает вице-президент НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" и экс-депутат Алексей Белоусов.
Впрочем, автор проекта пытается продвигать его на федеральном уровне. Сегодня Андрей Анохин обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой представить этот проект на заседании Госсовета и доложить о нем президенту Владимиру Путину.