Накануне новогодних распродаж розничные сети не могут набрать линейный персонал

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Открытие гипермаркета "Ашан". В ТРК "Лето" открылся гипермаркет "Ашан". Это шестой гипермаркет "Ашан" в Санкт-Петербурге. На снимке: первые покупатели гипермаркета "Ашан" .

Дефицит линейного персонала сегодня самая острая проблема для ретейлеров: в преддверии новогодних распродаж и праздничного повышения покупательской активности сети рискуют не набрать нужное количество персонала.

Если посчитать все проекты, заявленные крупной розницей на Северо–Западе только в сегменте товаров повседневного спроса (FMCG), то в ближайшие 2 года ретейлерам понадобится около 40 тыс. сотрудников для новых магазинов.
По данным HeadHunter  по Северо–Западу, количество вакансий растет очень быстрыми темпами: так, в октябре было размещено вдвое больше вакансий, чем в сентябре, и втрое больше, чем в октябре прошлого года.

Дефицит рабочей силы

В Петербурге в сфере розничной торговли работает более 1 млн человек, из них большая часть в сетевой рознице. Торговля приносит 22% валового регионального продукта Санкт–Петербурга.
Развиваясь активными темпами, сегодня отрасль столкнулась с острым дефицитом рабочей силы. Ретейлеры и ранее неоднократно говорили о том, что испытывают проблемы с кадрами, однако так остро, как сейчас, вопрос еще не стоял.
По словам руководителя отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерии Чернецовой, с начала этого года число вакансий в Петербурге на их портале выросло на 60%. При этом 20% всех вакансий — это вакансии в сфере розничной торговли.
Ретейлеры говорят о том, что на некоторые позиции просто невозможно набрать персонал. "У меня несколько десятков грузовых автомашин стоит в Подмосковье, я не могу найти водителей при зарплате от 60 тыс. рублей", — сокрушался на одной из отраслевых конференций президент ГК "Дикси" Илья Якубсон.
По словам менеджера департамента ретейл–рекрутмента Antal Russia Полины Кухарской, работа в магазинах воспринимается как непрестижная и бесперспективная. Линейные позиции занимают на 60–70% студенты, которые изначально приходят на работу временно, с желанием подзаработать во время обучения, а впоследствии перейти на "нормальную" работу.
В Superjob.ru отмечают, что заработная плата в розничной торговле невысокая и растет медленно. К примеру, продавец–консультант одежды или обуви в Петербурге зарабатывает около 27 тыс. рублей. Для сравнения: год назад эта цифра была 25 тыс. рублей. "Ситуация с низким уровнем оплаты труда осложняет засилье неквалифицированной рабочей силы, которую активно привлекают сети", — говорит Валерия Чернецова, отмечая, что мигранты готовы работать за меньшие деньги, тем самым снижая зарплатную планку.

Планы есть, людей нет

В среднем в одном гипермаркете трудится от 200 до 350 человек, в супермаркете — 80–100, в магазине "у дома" — 30–40.
При нехватке линейного персонала для многих ретейлеров уже стало нормой перебрасывать наиболее опытных и ценных сотрудников временно на новые объекты, в том числе в другие регионы.
"За последний год существенно увеличился спрос на торговых представителей и руководителей розничных сетей в регионах — это связано с активной региональной экспансией розничных сетей, преимущественно продуктовых", — фиксируют в HeadHunter по Северо–Западу.
Сегодня при открытии нового магазина зачастую недоукомплектованность штата достигает 50%. Текучка линейного персонала (кассиры, администраторы) в магазинах составляет 80–90%.
Существует серьезная проблема с обеспеченностью в торговле профессиональными кадрами. Не хватает десятков тысяч человек, в первую очередь, речь идет о линейном персонале: операторах по выкладке товара, комплектовщиках товара, кассирах и других. Сегодня рынок труда переполнен юристами и экономистами, но найти грамотного товароведа зачастую проблематично. Минпромторг планирует расширять сотрудничество с ключевыми профильными учебными заведениями в сфере подготовки квалифицированных специалистов для торговой отрасли.
Виктор Евтухов
заместитель министра промышленности и торговли РФ

Разные технологии

Западные ретейлеры привыкли справляться с кадровым голодом с помощью новых технологий. Директор рекрутингового агентства Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен предлагает перенять опыт "ИКЕА", которая из–за нехватки персонала взяла на работу в России отставных офицеров шведской армии. По мнению западного рекрутера, особенно актуально это предложение для ретейлеров, открывающих свои объекты в бывших военных городках, где проживает большое число военных пенсионеров и офицеров запаса.
Но российские ретейлеры рассчитывают, что проблема с кадрами решится, как только Минтруда отменит нулевую квоту для иностранных работников в ретейле, введенную в 2007 году. Если это произойдет, то предприятия розничной торговли смогут нанимать до 25% иностранных рабочих в магазины.
Пять лет назад правительство ввело ограничение на работу мигрантов в сфере розничной торговли: выходцам из зарубежных государств запретили торговать алкогольными напитками, фармацевтическими товарами, а также работать продавцами в палатках и на рынках. Ограничения действуют на профессии, предполагающие контакт с покупателями (например, кассиры, продавцы). Однако ретейлеры нашли выход из ситуации и отдали ряд работ на аутсорсинг. Сейчас доля таких сотрудников достигает 15–25%.
Хедхантеры прогнозируют, что в ближайшие год–два процент работников, сотрудничающих с магазинами по принципу аутсорсинга, вырастет до 40%.
Некоторые ретейлеры слабо верят в то, что правительство пойдет на отмену квоты. По мнению управляющего ООО "ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", "Норма") Олега Рыбакова, с отменой нулевой квоты в страну хлынет большой поток мигрантов, которых и так уже много.
"В большом количестве их сложнее будет контролировать", — говорит эксперт. Однако, по словам исполнительного директора АКОРТ (Ассоциациия компаний розничной торговли) Ильи Белоновского, проект постановления об отмене нулевой квоты уже готов и есть все шансы, что правительство России на 2013 год его утвердит.
"Сегодня очень остро стоит вопрос с кадрами, особенно в крупных городах, так как чем выше благосостояние граждан, тем сложнее найти желающих работать в магазине", — отмечает эксперт, подчеркивая, что представители отрасли очень рассчитывают на это постановление.
В аптечном ретейле дефицит профессиональных кадров ощущается последние лет десять. Это закономерно: количество аптек растет, в то время как число выпускаемых профильными вузами студентов остается прежним. Для нас вопрос кадров был и остается одним из наиболее актуальных. Ощущается нехватка как линейного (фармацевты и провизоры), так и руководящего персонала (заведующие). Чуть проще со специалистами узкого профиля (консультанты по косметике и ортопедии), но и поиск этих сотрудников — дело не одного дня.
Александр Семенов
генеральный директор сети "Первая помощь"

Академия розницы

Кадровый кризис заставил ретейлеров впервые заговорить о необходимости инвестировать в персонал. Это позволит не только привлечь хорошие кадры, но и удержать их. Поскольку для покупателя все важнее хороший сервис.
"Инвестиции в корпоративную культуру сегодня важнее инвестиций в рекламу", — считает генеральный директор сети "Белый ветер Цифровой" Данила Васкевич, имея в виду, что без таких вливаний хороший сервис в магазине не обеспечить.
Первый шаг сделала ГК " Дикси ". Накануне компания открыла в Москве крупнейший в отрасли центр по подбору и обучению персонала "Дикси–Академия". Центр площадью более 1,7 тыс. м2 рассчитан на единовременное обучение 700 человек в день.
А вот внедрять высокие технологии, позволяющие исключить ручной труд, ретейлеры не спешат: это влечет большие инвестиции и, как следствие, рост розничных цен. Во многом поэтому показатели производительности труда в российских розничных сетях хуже европейских.
Одним из немногих новаторов в России является "Ашан", открывший пару лет назад гипермаркеты "Наша радуга", где вместо кассиров установлены кассы самообслуживания. Это позволило сократить время обслуживание клиентов на 40%.
"В Европе гораздо больше внимания уделяется качеству обучения линейного персонала, там шире спектр применяемых технологий", — говорит Полина Кухарская.
В российских сетях в ближайшие пару лет будут наблюдаться увеличение сотрудников на аутсорсинге, гибкий график и привлекательные бонусные схемы.