Логистика без автомобилей

Автор фото: Грин Евгений

Роман Криницин, основатель и совладелец группы логистических компаний "Финмар", начинал с фирмы по обслуживанию судов в морском порту. Сейчас оборот группы — 220 млн рублей. Интересно, что своих транспортных средств у "Финмара" нет.

Роман Криницин, еще будучи студентом Инжэкона, в 2003 году вместе с приятелем пришел работать в небольшую фирму, которая занималась речными перевозками и обслуживанием судов в морском порту. Но было большое желание запустить свой проект и заняться автоперевозками.
"Вложений как таковых в свое дело не было. Были юридическое лицо, небольшое помещение, стол, два стула, компьютер и факс. Днем мы общались с перевозчиками и владельцами грузов — устанавливали контакты, а ночью, когда телефон–факс был свободен, рассылали предложения и так находили первые заказы", — рассказывает предприниматель.

У нас воровали топливо и покрышки

Компания организовывала перевозку водным транспортом металлопроката и щебня на Северо–Западе, а автомобилями — антигололедных реагентов и стройматериалов. "Позже нашлись инвесторы, которые поверили в нас и вложили более 400 тыс. евро в покупку автопарка, стали совладельцами компании". Деньги потратили на покупку транспорта, открыли автохозяйство и получили лицензию.
"Однако опыт оказался плачевным, — делится Роман Криницин, — столкнулись с тем, что водители перевозили левые грузы, а нам в это время говорили, что машина на ремонте, воровали топливо и покрышки. Поставив GPS–навигаторы, мы были очень удивлены, узнав, куда они ездят", — рассказывает Роман Криницин.
Через некоторое время Роман решил расширить направления деятельности и заняться мультимодальными перевозками. Эта услуга включает в себя доставку груза "от двери до двери" при использовании как минимум двух видов транспорта, например судна и автомобиля. Компания перевозила лесозаготовительную и дорожно–строительную технику, оборудование, металлопрокат, трубы, строительные материалы.
"Росли наши клиенты (не в последнюю очередь и за счет логистики), и мы росли вместе с ними", — говорит он. Ежегодно оборот компании увеличивался на 25–30%.

Только логистика

Накануне кризиса 2008 года фирма решила продать все машины и с тех пор предпочитает не иметь своего парка автомобилей — так, по мнению владельцев, работать эффективнее: вместо того чтобы контролировать водителей и их воровство, они создали пул перевозчиков — 120–130 ИП только в Петербурге. "Это оказалось выгоднее, — говорит Роман Криницин, — во–первых, ИП сами работают водителями и у себя не воруют, во–вторых, повышается наша гибкость как компании по всей России". Перевезти тонну груза, например, до Москвы стоит 1,5 тыс. рублей. Самая дальняя перевозка у "Финмара" была в Читу — груз ехал больше месяца.

Крупные заказы и опыт

Одним из недавних крупных заказов стала перевозка завода по переработке попутного нефтяного газа для "Лукойла" из Индии, где его сделали, в город Усинск (Коми). Завод был разобран на модули, отгружен по частям более чем 20 партиями и доставлен в Петербург, растаможен и отправлен на место назначения по железной дороге. "Перевозка всего комплекса заняла у нас ровно год", — рассказывает предприниматель.
Работа с крупными клиентами требует иного подхода к организации рабочего процесса — это поняли в компании и начали активно внедрять электронный документооборот, интегрировать информационные базы с базами клиентов. Кроме того, ответственность фирмы застрахована в британской страховой компании. "Да, это дорого, но мы научены горьким опытом пропажи груза", — говорит Роман Криницин.
Сейчас оборот компании составляет более 220 млн рублей, основную прибыль приносят экспортные контейнерные перевозки из США и Европы. Доля крупных заказов в компании — примерно 60%.
Всего в Петербурге более 1 тыс. логистических компаний, заметные игроки среди них — ООО "Балтика", ООО "Модуль", Asstra, ООО "Балтийская экспедиторская компания" и др.