Кто платит за бесплатный wi-fi в общественных заведениях

Автор фото: Global Look Press

Без свободного доступа в Интернет теперь уже трудно представить завтрак в кофейне или семинар об энергоэффективных технологиях в конференц–зале бизнес–центра. Пользователи сети wi–fi, как правило, не тратят ничего, даже лишнего времени.

Никакой навязчивой рекламы провайдера, никаких дополнительных платежей, чтобы увеличить скорость или объем трафика, никаких уловок, чтобы вытянуть незаметно деньги. Любой пользователь без каких–либо ограничений может качать информацию из Глобальной сети, сидя в кафе, ресторане, холле гостиницы или бизнес–центре, где эта услуга предоставляется.
Ради имиджа
Бесплатный wi–fi наиболее востребован в секторе общественного питания, гостиничном бизнесе и торгово–развлекательных комплексах — там, где важно привлекать как можно больше посетителей. "В заведениях общепита, особенно в тех, целевой аудиторией которых является молодежь, применение данной услуги полностью оправданно, поскольку сейчас при прочих равных условиях между двумя заведениями, расположенными в непосредственной близости друг от друга, человек скорее выберет кафе с бесплатным wi–fi, — считает Денис Радзимовский, генеральный директор "S.A. Ricci–Санкт–Петербург". — Сегодня многие посетители заведений общепита предпочитают сочетать отдых с работой в Интернете, поэтому наличие wi–fi становится не просто конкурентным преимуществом, а необходимостью".
А вот в бизнес–центрах эта услуга оказалась лишней и практически не прижилась. По словам Марины Пузановой, руководителя направления офисной недвижимости Knight Frank St. Petersburg, в классический офисный центр нет необходимости привлекать большой поток людей со стороны, скорее наоборот, лишние посетители для бизнес–центра — это увеличение затрат на эксплуатацию.
С коллегой согласен заместитель управляющего директора ФХК "Империя" Дмитрий Золин. "В бизнес–центрах wi–fi для посетителей не пользуется большим спросом потому, что люди приходят целенаправленно к определенному времени и, не задерживаясь в холле, проходят на встречу. Соответственно, в данной услуге нет необходимости", — полагает он.
Инвестиции в развертывание одной точки wi–fi–доступа составляют порядка 30 тыс. рублей (это если речь идет о небольшом объекте, например кафе). Строительство сетей в Пулково–1 и Пулково–2 обошлось в 1 млн рублей, в "Петергофе" — около 2 млн рублей. Суммарные наши вложения в организацию wi–fi–сети в Петербурге составляют более 6 млн рублей — это без учета стоимости ежемесячного обслуживания и интернет–трафика. Мы преследовали не только имиджевые цели. Это была и безвозмездная помощь горожанам и гостям города в легком и удобном использовании высоких технологий.
Андрей Гук
генеральный директор ООО "ОБИТ"
Связь в пакете
Но не только посетители оснащенных wi–fi заведений получают бесплатный доступ в Интернет. Для владельцев коммерческой недвижимости предоставление этой услуги, как правило, также становится бесплатным. "Большинство их не готово тратиться на эту услугу, поэтому чаще всего оператор организует wi–fi–сеть бесплатно", — поясняет Андрей Гук, генеральный директор универсального оператора связи "ОБИТ". Однако, добавляет он, обычно эта услуга идет бонусом к основному пакету услуг связи, то есть владельцу коммерческой недвижимости нужно пользоваться услугами связи данного оператора, чтобы дополнительно получить от него еще и организацию свободной wi–fi–зоны.
Так же поступают и в компании "ЭР–Телеком" (бренд dom.ru, 200 точек в Петербурге). "Подобные проекты носят имиджевый характер для любого оператора, — поясняет Антон Краев, директор по маркетингу "ЭР–Телекома" в Петербурге. — В нашем случае хозяин заведения платит только за Интернет для себя, а wi–fi мы предоставляем бонусом. Пользователь видит и запоминает название компании, бесплатно раздающей Интернет, это повышает узнаваемость бренда. К тому же многие пользователи wi–fi являются нашими потенциальными клиентами (особенно это касается пассажиров Пулково–1 и Пулково–2), так что идет существенное попадание в целевую аудиторию".
Между тем у бесплатного wi–fi есть и недостатки, отмечает Игорь Ситников, генеральный директор ТК "Миран". Например, оборудование беспроводной сети может нагружать сеть арендатора.