Экспансия на турецкий рынок обернулась для крупнейшего российского производителя автошин — ОАО "Кордиант" — миллионными убытками

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина

В 2008 г. ОАО "СИБУР — Русские шины" (с 2011 г. — ОАО "Кордиант") — крупнейший российский производитель автопокрышек со штаб–квартирой в Петербурге — начало энергично осваивать турецкий рынок. За продвижение российских шин за границей взялась британская корпорация Global Tyre Ltd (GT).

Дистрибьютор предложил турецким автовладельцам последнюю разработку "Кордианта" — грузовые шины под раскрученным в РФ брендом Tyrex AllSteel. Российский производитель установил заманчивую цену, продажи стремительно росли. "Несмотря на высокую конкуренцию, в первый год нам удалось продать более 13 тыс. российских покрышек, — вспоминает российский представитель GT Николай Кашуро. — И вдруг нам пошли рекламации. Сначала 80, потом 200, потом 1000".
Шинное крошево
Турецкие водители обнаружили, что через 5–6 тыс. км пробега (для грузовика 1–3 месяца работы) у шин начинает крошиться рисунок протектора. По требованию турецких экологических служб GT уничтожал возвращенные потребителями дефектные покрышки.
Убытки посредника росли, и он предложил "Кордианту" отозвать все проданные шины данной марки, но российская компания отказалась. Это стало поводом для расторжения дистрибьюторского контракта и исков в российские суды. После длительных разбирательств Высший арбитражный суд РФ окончательно подтвердил правоту GT. В октябре дистрибьютор подал иск о взыскании убытков.
У любого, даже у самого известного и популярного в мире производителя бывает брак. Но одни производители придерживаются страусиной политики — прячут голову в песок, надеясь отсидеться за буквой закона, а другие признают брак и этим набирают репутационные очки, формируют лояльность потребителей к бренду. Как правило, производители с мировым именем трепетно относятся к своей репутации. Мы работаем с Michelin, так у них есть специальные люди, которые регулярно приезжают к нам, проводят диагностику шин и, если что–то не так, всегда признают свою вину.
Александр Носков
генеральный директор ООО "Миларин"
Теперь "Кордиант" должен возместить своему дистрибьютору стоимость проданных шин, что составляет в сумме 12,5 млн рублей ($400 тыс.). Плюс к этому, одержав первую победу, дистрибьютор надеется взыскать с производителя еще расходы на доставку товара и растаможку — 16 млн рублей ($500 тыс.). Впрочем, это несущественные потери для компании, заработавшей в 2011 г. 69 млрд рублей, что на 40% выше уровня 2010 г. Правда, продажи на внешнем рынке шли медленнее, чем на внутреннем.
Дела идут
В GT считают, что для репутации производителя было бы выгоднее отозвать всю партию Tyrex AllSteel, у которой обнаружен брак. Николай Кашуро уверяет, что якобы рекламации поступают и к другим дистрибьюторам "Кордианта", по­ставлявшим шины в Болгарию и Хорватию.
Кроме того, якобы из–за турецкой истории от шин "Кордианта" отказались бразильские партнеры.
Представитель ОАО "Кордиант" Яна Аржанова ограничилась лаконичным комментарием: "В настоящий момент компания ведет несколько судебных разбирательств, связанных с урегулированием взаимных расчетов за поставленную на территорию Турции шинную продукцию".
Не хуже, чем в Китае
Рекламации на шины — не редкость в практике участников этого рынка. "Рекламации поступают не только на российские шины, но и на китайские, например", — отмечает менеджер отдела продаж ООО "1001 шина" Роман Кузьмин.
"Кордиант" занимает лидирующие позиции в России, контролирует 13,4% рынка, и громких судебных разбирательств с российскими клиентами у компании пока не было.
Возможно, проблемы в Турции возникли у производителя из–за того, что там законы лучше защищают потребителей. Впрочем, по словам адвоката Василия Давыдова, законодательство в России защищает потребителя не хуже, чем в Турции. Разницу надо искать не в законах, а в традициях делового оборота.
По мнению экспертов, если у российского клиента возникают претензии к качеству шин, то продавцу легче доказать, что покупатель сам их испортил.
"В России ездят, как правило, с перегрузом и по плохим дорогам. В 90% случаев мы можем указать на нарушения условий эксплуатации", — говорит Роман Кузьмин.