Франчайзинг становится все более популярным в России

Почти каждый день появляется новая франшиза, и к этому бизнесу все больше внимания.

"Перед нами стояла глобальная задача — сначала раскрутить саму услугу, а потом уже компанию. Для этого мы придумали слово "глэминг" — хотели сделать акцент на гламур и убрать из памяти клиентов ассоциацию со словом "автозагар", — вспоминает Сергей Дашкевич. На 100 тыс. рублей молодой человек и его партнер купили два аппарата по нанесению загара, спреи, переносные кабинки и два костюма для глэмеров, которые выезжали на дом к заказчику и по специальной технологии наносили загар.
Загар в регионы
"Мы устраивали целое представление — эффектные девушки в облегающих золотистых костюмах приезжали на дом, чтобы покрыть вас загаром. Это была ошибка — клиенты пугались и думали, что это очень дорого", — рассказывает Сергей. Десять минут глэминга заменяет 10 походов в солярий. Услуга пользуется популярностью у тех, кто не хочет тратить время на походы в салоны красоты, 90% клиентов — женщины, при этом рост спроса наблюдается перед праздниками, однако спустя неделю загар исчезает.
К началу 2010 года молодой человек уже продавал франшизные пакеты Glamgo. Сейчас пакет стоит от 100 тыс. до 450 тыс. рублей в зависимости от того, что приобретает франчайзи — мобильный глэминг или студию, роялти составляет $100 в месяц. В настоящее время у компании 22 франчайзи в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Казани, Новосибирске и других городах, головной офис находится в Петербурге, однако на территории города компания услуги глэминга не оказывает. Оборот компании на 2011 год составил 1,2 млн рублей, а в 2012 году достиг 1,3 млн рублей. В регионах конкуренция практически отсутствует, так как там услуга предоставляется в салонах красоты в качестве дополнительной.
"Моментальный загар потихоньку вытесняет солярии, которыми не могут воспользоваться многие клиенты, в том числе беременные и люди со светлой и чувствительной кожей. Моментальный загар не имеет противопоказаний", — отмечает директор студии моментального загара Кleosun Виктория Головина. По ее словам, поначалу развивать эту услугу в Петербурге было тяжело, однако сейчас спрос увеличился минимум вдвое.
Корпоративы и квартиры
Одновременно с Glamgo в 2009 году стартовала еще одна компания Сергея — корпорация специальных событий Plastic People, работающая на рынке Петербурга. Основной доход — около 70% — приходится на проведение корпоративных мероприятий, также компания устраивает тест–драйвы, выставки и мероприятия по тимбилдингу. Стартовый капитал составил 5 тыс. рублей, которые пошли на создание логотипа компании. Оборот компании в 2010 году составил 2,4 млн рублей, в 2011 году достиг 4,3 млн рублей, за 2012 год — около 3,1 млн рублей. На петербургском рынке работает около 200 ивент–агентств, среди основных конкурентов Plastic People можно выделить Positive Communications.
В апреле 2012 года Сергей вместе с партнером запустил проект по сдаче квартир бизнес–класса в центре города Spb2Day. Целевая аудитория — туристы или бизнесмены, отправляющиеся в командировку. Стартовый капитал составил 500 тыс. рублей, он ушел на аренду пяти квартир (потом из оборотных средств компания взяла в аренду еще пять квартир), выручка компании с момента запуска составила 2,4 млн рублей. По словам Сергея, конкуренция на этом рынке жесткая, бизнес сезонный, но выйти на окупаемость молодой человек надеется к 2013 году. Ближайшие конкуренты — Amigos Rent и Apartment Reservation.
Также у Сергея есть интернет–магазин паркета и отделочных материалов Lignum House (оборот с июля 2012 года — 150 тыс. рублей), интернет–магазин косметики для моментального загара Fasttan.ru (оборот за 2011 год — 700 тыс. рублей) и сеть магазинов косметики ручной работы Bella Casa (оборот с апреля 2012 года — 330 тыс. рублей). Стартовый капитал составил 200 тыс. рублей, на эти деньги была открыта небольшая точка в ТЦ "Балканский" в Петербурге, сейчас в городе работают три магазина, в других городах по франшизе открылись еще пять. Ближайшие конкуренты — "Мыльная Лавка" и "Мыльная Мануфактура".
"Так как я имею большой опыт по упаковке бизнеса во франшизы и обладаю хорошими знаниями маркетинга, ко мне часто обращаются люди с просьбами решить проблемы в их бизнесе, которые впоследствии становятся моими партнерами", — рассказывает Сергей. Все перечисленные компании он открыл в партнерстве с разными людьми, но основной партнер Сергея в большинстве бизнес–проектов — его друг Егор Недоступ (25 лет).
"Сергей понимает, для чего нужен правильный франчайзинг, как его видят в США и Европе, — говорит Роман Кириллович, владелец franch.biz — крупнейшего портала по франчайзингу в СНГ franch.biz. — Речь идет о поддержке франчайзи, консультациях, а не только зарабатывании денег". К примеру, Bella Casa обеспечивает франчайзи возврат инвестиций, если бизнес за какое–то определенное время не удалось окупить. "Молодые предприниматели в России все больше обращают внимание на франчайзинг, так как здесь есть действующее законодательство и большой объем предложений, — отмечает Роман Кириллович. — Почти каждый день регистрируется новая франшиза, а чем больше франшиз, тем больше внимания к этому бизнесу у аудитории".