Архитекторы предлагают обустраивать набережные Петербурга

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Туристы в Петербурге. Прогулки по рекам и каналам. На снимке: прогулка на катере по Зимней кавке.

Архитекторы все чаще предлагают идеи освоения водного пространства, однако эксперты уверены, что своеобразие Петербурга заключается именно в открытости городских пространств и никакие новшества здесь не нужны.

Чтобы обеспечить доступ туристов и горожан к главным достопримечательностям Петербурга — рекам и каналам, архитекторы все чаще предлагают обустраивать городские набережные, сместив с них транспортные потоки и оставив преимущество за пешеходами. Между тем существуют и более смелые проекты освоения водных пространств.
Подводный музей и ресторан
Один из них — проект площади в акватории Невы был разработан молодым архитектором Александром Зиновьевым, студентом Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета. Этот проект победил на конкурсе студентов архитектурных вузов "Авангард +" в рамках Третьей московской архитектурной биеннале. Проект предполагает переосмысление значения акватории Невы как главного центра, вокруг которого развивался Петербург, и возвращение ему роли важного общественного городского пространства. В частности, Александром Зиновьевым было предложено создать Музей города под главной городской площадью, расположенной в акватории Невы, между Зимним дворцом, Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова. На поверхность воды выходит только плоская крыша музея, которая практически сливается с водой. Само здание музея имеет конусообразную форму.
Предполагаемая площадь помещений подводного музея составляет около 2500 м2. Примерно столько же занимает сама площадь — 2700 м2. "Подход к музею осуществляется на корабликах, с землей он соприкасается, только опираясь на дно сваями", — рассказывает Александр Зиновьев. В центре музея предлагается разместить ресторан и обслуживающие помещения, вокруг которых будут расположены временная и по­стоянная экспозиции.
Также, по задумке архитектора, на самой площади могла бы быть размещена небольшая терраса–ресторан с выносными столиками. Для того чтобы избежать последствий наводнений, сваи, на которых крепится площадь, предполагается сделать нестатичными. "В зависимости от уровня воды она могла бы подниматься или опускаться, — говорит Александр Зиновьев. — Защита площади от перехлеста волн осуществляется за счет двойных бортиков".
Мнения архитекторов
Эксперты в области городской архитектуры выступают за освоение берегового пространства и создание ландшафтного сценария береговой линии Невы. К проекту подводного музея некоторые эксперты относятся с интересом, а некоторые не видят в нем никакого смысла и возможностей для его осуществления.
"Новая площадь" Александра Зиновьева — смелое и талантливое архитектурно–техническое предложение формирования в городе нового общественного пространства, так нам недостающего, — говорит Александр Уралов, руководитель группы компаний "АУРА–Берег". — Размещение такого объекта можно приветствовать в любом месте акватории Невы и Финского залива, но есть и законы в Петербурге, которые говорят нам, что строительство подводного музея здесь невозможно".
Шедевры архитектуры
Проекты освоения водных пространств в акватории Невы появляются редко и, как правило, вызывают бурную реакцию общественности. Так, плавучий фонтан, установленный на Стрелке Васильевского острова к саммиту G8 в 2006 году, вызвал недовольство большой части жителей (хотя были и те, кто с удовольствием посещал шоу).
Инициатором идеи повысить туристическую привлекательность города с помощью уникального водного сооружения размером 70 на 70 м тогда выступила экс–губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Конструкция весом 230 т подсвечивалась софитами, под музыкальное сопровождение здесь проходили лазерные шоу. Но в 2009 году проект был свернут из–за кризиса — его эксплуатация обходилась примерно в 90 млн рублей в год (всего на проект было затрачено около 900 млн рублей).
Сейчас обсуждается идея вернуть плавучий фонтан в акваторию Невы весной 2013 года. Его установка, ремонт и эксплуатация обойдутся городу в 135 млн рублей. Фонтан сможет возобновить работу, если в бюджет города на следующий год будут заложены соответствующие средства.
Культуру на воду
В акваториях рек Петербурга, как правило, компании и сами архитекторы предлагают размещать объекты культурно–коммерческого назначения. Так, в акватории выставочного комплекса "Ленэкспо" в августе прошлого года готовился фестиваль театра и музыки на воде "Дебаркадер". Здесь был размещен плавучий театр режиссера Джулиано ди Капуа. Однако за несколько дней до начала его представления запретили. "Наш фестиваль отменили за 2 дня до его проведения, — вспоминает Джулиано ди Капуа. — В комитете по культуре сказали, что небезопасно, когда у воды находится около 2 тыс. человек. К сожалению, идея театра на воде умерла. Сейчас дебаркадер переоборудован в жилой дом".
Французский холдинг River Espace Holding в 1990–х предлагал руководству города разместить в акватории Невы шесть плавучих сооружений культурно–коммерческого назначения, которые стали бы своего рода новой "движимой недвижимостью".
Появляются и проекты плавучих гостиниц, ресторанов, пивных и даже парковок. Но все это не приживается. Как заметил Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро "Литейная часть–91", "это все статичные вещи, а вода предполагает движение".