Чтобы сократить риски, банки стали чаще обращаться в бюро кредитных историй

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Петербургский автомобильный салон

Объем кредитования физических лиц в Петербурге, по данным Банка России, за 8 месяцев 2012 года вырос на треть по сравнению с тем же периодом 2011 года. Чтобы сократить риски, связанные с бумом потребительского кредитования, банки стали чаще обращаться в бюро кредитных историй.

В России работает 26 бюро кредитных историй, собирающих информацию о добросовестности должников. Причем почти весь объем информации о заемщиках сосредоточен в трех крупнейших бюро: Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), "Эквифаксе", Объединенном кредитном бюро (ОКБ). "Суммарная доля хранящихся у этих трех бюро историй превышает 95%. Помимо этого, банк сотрудничает с бюро, которые имеют наработанные опыт и репутацию в регионах: Северо–Западным бюро и Межрегиональным бюро кредитных историй", — говорит начальник департамента оценки розничных рисков Транскапиталбанка Сергей Тараканов.
"Нордеа банк выбирает наиболее крупные, технологичные и клиентоориентированные бюро. Для нас важно, чтобы бюро было хорошо представлено в регионах присутствия банка", — говорят в пресс–службе Нордеа банка. "Выбор бюро осуществляется исходя из наполненности бюро данными от банков и стоимости его услуг. Все условия взаимодействия, включая тарифы, оговариваются на этапе подписания договоров", — добавляет Елена Яцало, начальник управления поддержки процессов и продуктов департамента розничных рисков банка "Хоум Кредит".
Большинство заемщиков известны
Объем кредитования физлиц в Петербурге, по данным Банка России, за 8 месяцев 2012 года вырос на треть по сравнению с тем же периодом 2011 года. В среднем по стране рост этого показателя составил 50%. Вместе с увеличением объема кредитования банки наращивают и спрос на услуги кредитных бюро. В Нордеа банке отмечают, что "более 80% данных о заемщиках получают из бюро кредитных историй". Елена Яцало приводит аналогичные цифры. Сергей Тараканов также говорит, что восемь–девять запрашиваемых историй из 10, как правило, находятся в бюро. "Стоимость услуг зависит от количества передаваемых историй — чем больше передач, тем ниже цена. Диапазон цен на один запрос составляет 18–25 рублей в зависимости от бюро — поставщика услуг", — уточняет Сергей Тараканов.
Согласно данным БКИ "Эквифакс", по сравнению с прошлым годом банки стали внимательнее присматриваться к новым заемщикам. "Если в 2011 году проверяли через бюро каждого восьмого клиента, то сейчас стали запрашивать информацию о каждом четвертом потенциальном заемщике, — рассказывают в "Эквифаксе". — Крупные же банки проверяют информацию о каждом втором новом клиенте, а в последнее время порой и о каждом новом клиенте".
Число запросов от банков в крупных бюро кредитных историй затруднились посчитать.
Для банков и не только
Также банки проявляют интерес к историям и корпоративных заемщиков. По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, с начала года бюро фиксирует рост передаваемых данных о кредитах корпоративным заемщикам. В России действует больше миллиона организаций с годовым оборотом до 20 млн рублей. По словам Алексея Волкова, в базе НБКИ есть кредитные истории примерно 63% таких компаний. Кроме того, спрос на услуги бюро проявляют не только банки. По словам Александра Мамонова, заместителя генерального директора ОАО "Городская Cберкасса", выдающего микрокредиты, компания тоже сотрудничает с НБКИ. "Более 90% наших заемщиков уже имеют кредитную историю, часто мы выявляем негативную кредитную историю заемщиков", — говорит Александр Мамонов.