Рынок микрозаймов для малого бизнеса вырос на 35% за первое полугодие 2012 года

Автор фото: Global Look Press

Рост рынка микрозаймов для малого бизнеса в первом полугодии составил 35%. У традиционных кредитов, которые банкиры предлагают предпринимателям, появился серьезный конкурент.  Совокупный портфель микрозаймов бизнесу на 1 июля составил 11,5 млрд рублей.

По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), количество микрофинансовых организаций (МФО), кредитующих малый бизнес в России, составляет 170, из них 75 — региональные фонды микрофинансирования.
Совокупный портфель микрозаймов бизнесу на 1 июля составил примерно 11,5 млрд рублей, или 60% рынка МФО. "Многие МФО предлагают займы бизнесу как один из кредитных продуктов, наряду с потребкредитованием", — рассказывает Михаил Мамута, президент Российского микрофинансового центра (РМЦ).
По его словам, рост сегмента микрокредитования малого бизнеса составил в 2011 году более 50%, а за первое полугодие 2012 года — еще около 35%. В Петербурге рынок растет аналогичными темпами. При этом рост рынка банковского кредитования малого бизнеса составляет только 20–30% в год.
Цена вопроса
Сегодня ставки по кредитам у МФО для малого бизнеса стартуют от 9% годовых (муниципальные фонды микрофинансирования) и достигают 35–40% годовых (частные МФО), рассказывает Михаил Мамута. Средняя ставка по микрозаймам бизнесу — 24,7% годовых при сроках от 3 месяцев до 3 лет.
Партнером микрофинансистов выступает МСП–банк (бывший Российский банк развития), который кредитует начинающих предпринимателей и МФО не дороже 20% годовых. Ставка для МФО–партнеров — 9,75–10,75%.
"МФО может получить финансирование для предоставления займов субъектам малого бизнеса на приобретение, ремонт, модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, развитие существующего бизнеса", — рассказывают в пресс–службе банка.
Общий объем программы МСП–банка по микрофинансовому направлению превышает 4,6 млрд рублей. В программе участвует 19 региональных фондов поддержки малого и среднего бизнеса и девять частных микрофинансовых организаций.
Портрет заемщика
"У госфондов требования к качеству бизнеса более жесткие, однако и ставки, соответственно, ниже. Кому–то же больше подходят частные МФО, у которых условия гибкие, обеспечение часто не требуется, требования к стажу минимальные — от 2 месяцев ведения бизнеса. Но и ставки здесь выше", — объясняет Михаил Мамута.
Сегодня практически все сферы малого бизнеса привлекают микрозаймы у МФО. По словам Михаила Мамуты, примерно 60% заемщиков составляют торговый сектор экономики. "В основном кредиты берут игроки из сферы мелкой торговли, но есть и другие направления. Оптовая торговля, автомобильный бизнес, мелкое производство", — рассказывает Александр Мамонов, заместитель гендиректора ЗАО "Городская Сберкасса". При этом малый бизнес довольно ответственно подходит к микрозаймам: у региональных фондов просроченная задолженность не превышает 5% портфеля, у частных МФО колеблется от 5 до 10%. "Уровень просрочки по порт­фелю займов ЗАО "Городская Сберкасса" не превышает 4%. При этом просрочка менее 30 дней, то есть ее можно отнести к технической", — рассказывает Александр Мамонов. По его словам, компания оформляет заем на физлицо. Многие предприниматели оформляют ИП, ответственность которого схожа с ответственностью физлиц, говорит Александр Мамонов.
Банки против МФО
Микрофинансирование — удел начинающих бизнесменов или предпринимателей с неурегулированной структурой доходов и расходов.
"Мы взяли кредит у микрофинансовой организации: заем рассмотрели быстро, в отличие от банка. Порой деньги нужны срочно", — рассказал ДП владелец одной стоматологической клиники, попросивший не называть имени в печати. По его словам, несколько раз он покупал помещения для бизнеса, и не хватало 1–?1,5млн рублей, компания занимала у МФО на несколько месяцев, а потом гасила из прибыли. "Если привлекать займы у МФО на небольшие сроки, то разницы в ставке не чувствуешь, зато получаешь необходимые средства без банковской волокиты", — говорит бизнесмен.
Более продвинутые предприниматели предпочитают экономить на процентах. "Мы активно пользуемся банковскими кредитами, поскольку ищем наиболее дешевые деньги, а у микрофинансовых организаций ставки очень высокие. Кроме того, получить большие кредитные деньги можно только в банке и имея положительную кредитную историю", — отмечает Илья Черноок, учредитель вендинговой компании "Вендито".
"Мы взяли кредит 1 млн рублей на малый бизнес в Сбербанке. Смысла брать в долг у микрофинансовых организаций нет никакого, ставка слишком высока, — рассуждает Александр Волков, гендиректор компании "БалтикШатл". — Проще и дешевле тогда уж взять банковский потребительский кредит".
По словам Анастасии Лапшиной, руководителя студии ручного творчества "Мартовский Заяц", чтобы получить кредит на малый бизнес в банке, нужно много документов и терпения. Ее фирма взяла потребительский кредит — ставка 20–23%, и за 3 дня заем был одобрен.
Видимо, поэтому банкиры не сильно опасаются конкуренции со стороны МФО.
"Если бизнесмену сложно подготовить документацию, он зачастую остается клиентом банка, но уже как заемщик потребкредита под 20–21% годовых, что все равно получается выгоднее займа МФО. В банки идут более грамотные клиенты, а МФО грамотно уговаривают неграмотных людей", — считает Игорь Кирилловых, председатель правления Балтинвестбанка.
Взгляд на перспективу
И все же развитие кредитования малого бизнеса МФО достаточно перспективно, говорит Михаил Мамута. "Это самые перспективные клиенты для микрофинансовой организации", — уверяет Александр Мамонов. Спрос начинающего бизнеса на заемные средства и кредиты, по оценкам "ОПОРЫ России" (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства), составляет не менее 300 млрд рублей. "В малых городах и сельской местности у предпринимателей часто нет возможностей получить легальный заем — им приходится занимать у знакомых или у серых кредиторов", — говорит Михаил Мамута. Вывести из тени именно эту категорию заемщиков и рассчитывают участники рынка МФО.