Экс-менеджеры группы "ЛСР" выводят "Лидер групп" на рынок стройматериалов

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Депутат Госдумы РФ от фракции коммунистов Александр Некрасов решил конкурировать с группой ЛСР на рынке стройматериалов. Он нанял нескольких бывших менеджеров и сотрудников ЛСР и, вложив 1,5 млрд рублей, организовал под Петербургом производство бетона и щебня.

Выходцы из группы "ЛСР" , подконтрольной сенатору Андрею Молчанову, трудоустроились в холдинг "Лидер групп" депутата Госдумы Александра Некрасова и создали в его структуре бизнес-группу, которая займется производством строительных материалов. На рынке новый игрок будет конкурировать в том числе с группой "ЛСР".
Как стало известно "ДП", строительный холдинг "Лидер групп", который создал депутат Госдумы РФ от фракции КПРФ Александр Некрасов, вложил более 1,5 млрд рублей в создание производственного направления. Оно будет заниматься выпуском ЖБИ, товарного бетона и щебня. Возглавил новую бизнес-структуру Сергей Янкин - бывший управляющий "Объединения 45", которое до прошлого года входило в группу "ЛСР", но было упразднено в ходе реструктуризации. Напомним, что ЛСР объединила в один дивизион "Базовые материалы" три предприятия - "Объединение 45", "Рудас" и "Гранит-Кузнечное".
Непосредственным начальником Сергея Янкина на новом месте является Евгений Родионов, который до 2008 года тоже работал в группе "ЛСР" - был гендиректором ООО "Цемент", а сейчас занимает в "Лидер групп" позицию вице-президента.
В целом, по данным "ДП", в создании производственного направления "Лидер групп" принимают участие более десятка бывших сотрудников группы "ЛСР", которые поменяли работу вслед за руководством. Пикантность ситуации заключается в том, что созданное выходцами из ЛСР подразделение будет конкурировать с профильными предприятиями их бывшего работодателя, который сейчас является региональным лидером в производстве стройматериалов.
"Пока группа "ЛСР" сильнее нас. Но мы будем стремиться к их показателям. Рынок не резиновый, придется бороться", - заявил "ДП" Евгений Родионов. А Сергей Янкин признался, что болезненно переживал увольнение из группы "ЛСР". "Реструктуризацию ЛСР я до сих пор считаю ошибкой и не понимаю ее причин. Не скрою, обидно было уходить. Но все к лучшему. Сводить счеты ни с кем не собираюсь. Конкуренция будет честной", - заявил он "ДП".
"Лидер групп" параллельно создает три новых бизнеса. Дальше всех продвинулся проект по выпуску товарного бетона. За последний год компания установила четыре бетонных узла в разных районах Петербурга. Их суммарная мощность - около 300 м3 бетона в час. "В это направление вложено около 150 млн рублей. Но в течение полутора лет, вложив еще 60 млн рублей, мы производство удвоим", - сообщил Сергей Янкин. Амбиция "Лидер групп" - занять 10-15% бетонного рынка региона. "Мы уже покусали ЛСР в этом сезоне. Хотя задачи перегнать лидера у нас нет", - утверждает Сергей Янкин.
Второе направление, на котором сосредоточилась "Лидер групп", - выпуск ЖБИ. Компания строит в Янино на собственном участке площадью 6 га завод, который будет производить ЖБИ и стеновые панели. Мощности производства хватит для строительства 200 тыс. м2 недвижимости в год. Завод начнет работу в мае-июне 2013 года. Инвестиции в его создание, по словам Сергея Янкина, превысят 1 млрд рублей.
"Половина продукции будет использоваться для собственных нужд (сейчас в портфеле "Лидер групп" 15 проектов жилых комплексов в Москве и Петербурге. - "ДП"). А остальное попадет на открытый рынок", - говорит Сергей Янкин.
Третье направление, которое создали для "Лидер групп" выходцы из ЛСР, - производство щебня. Компания вложила более 0,5 млрд рублей в покупку и разработку карьера в Карелии, недалеко от города Суоярви. Его запасы оцениваются в 50 млн т щебня. "С апреля мы производим 50-55 тыс. т щебня в месяц. В планах - удвоить объемы производства", - говорит Сергей Янкин.
По его словам, данное направление пока обеспечивает безопасность собственного строительного бизнеса группы. "Но, если возникнут излишки, мы будем готовы их продавать", - заключил Сергей Янкин.
Сейчас строители плохо считают деньги, почти не борются за снижение издержек. Где бережливое производство, где аудит расходов? Денежные потери просто включаются в себестоимость и перекладываются на плечи потре­бителей. Появление нового игрока усилит конкуренцию как на рынке стройматери­алов, так и на строительном рынке реги­она в целом. И это хорошо. Посмотрите, что произошло на цементном рынке с выходом нового игрока - завода группы "ЛСР" в Сланцах. Раньше строители бегали за производителями. А теперь образовался избыток предложения - и цены упали. Здесь, надеюсь, будет так же.
Олег Солтанов
директор агентства эффективных закупок "ЭксПро"
В группе "ЛСР" отреагировали спокойно. "Многие компании, выходя на рынок, делают заявления по поводу своих планов претендовать на долю крупных игроков. Но рынок Петербурга перенасыщен производствами. Избыток мощностей по выпуску только товарного бетона превышает потребности региона в 4-5 раз. В этой ситуации преимущества у компаний, имеющих собственное сырье и потребителей в структуре единого холдинга", - заявили в пресс-службе ЛСР.
"Усиление позиций "Лидер групп" сильно не изменит расстановку ни на одном из трех рынков. И конкурировать новому игроку придется не с лидерами, а со средними и мелкими компаниями", - говорит гендиректор компании "Решение" Александр Батушанский. По его словам, в щебне позиции ЛСР и ПО "Ленстройматериалы" уже много лет никто не может пошатнуть: их производственные и логистические возможности вне конкуренции.
Диверсификация бизнеса - естественная посткризисная политика многих компаний: финансовые риски снижаются за счет распределения средств по разным сегментам. По нашим данным, по итогам первого полугодия 2012 года рынок щебня вырос на 17%, песка - на 13%, бетона - на 38%. На волне такого активного роста за последний год открылось более 15 новых заводов по производству бетонорастворных смесей. Но низкая рентабельность бизнеса - повод задуматься для многих его владельцев, принимавших решение в прошлом году: а стоит ли дальше инвестировать в этот бизнес?
Александр Дубодел
директор по маркетингу ЗАО "ЛСР. Базовые материалы - Северо-Запад"
В сегменте товарного бетона работает более 70 компаний с небольшими долями рынка. Они владеют сотней узлов. "Тенденция укрупнения игроков может­ в перспективе привести к сокращению их числа. Но пока идет обратный процесс", - утверждает Александр Батушанский. В производстве сборного железобетона новичку придется прежде всего ориентироваться на рынок товарных ЖБИ и потому конкурировать с большим числом игроков. "Вывести на рынок собственную серию крупнопанельного дома новичок вряд ли сможет из-за отсутствия опыта подрядного строительства", - сомневается эксперт.